Тема 1. Бихевиоризм и современная поведенческая терапия
Основные понятия классического бихевиоризма. Необихевиоризм в психологии и педагогике. Идеи когнитивного, логико-дедуктивного и радикального бихевиоризма в практике психологической помощи. Программированное обучение. "Система жетонов".
Формирование и угашение навыков в практике психологической помощи. Этапы работы психолога в ходе создания у пациента нового навыка и угашения нежелательного навыка. Градиент цели. Овладение функцией контроля. Систематическая десенсибилизация. "Выученная беспомощность". Программы модификации поведения. Подкрепление положительное и отрицательное. Время подачи и величина подкрепления. Условное подкрепление. Фиксированный и вариативный режимы подкрепления. Самоподкрепление.
Десять правил выработки навыка. Три способа ускорения выработки навыка. Восемь методов отучения от нежелательного поведения. Типы подкреплений и санкций по В.К.Лосевой и А.И.Лунькову.
Тема 2. Когнитивная психотерапия
Основные постулаты когнитивной психотерапии. Эмоциональные состояния как следствия образа мыслей. "автоматические мысли". Виды нарушений процесса познания.
Трехступенчатый метод терапии настроения. Методы самопрограммирования в когнитивной психотерапии. Методы ответного принуждения и "вертикальной стрелки".
Методы психологической помощи при депрессии, дистрессах, застенчивости, угрозе суицида, постоянном чувстве вины. Методы самопомощи при депрессии. Когнитивные методы в психосоматике.
Саногенное мышление по Ю.М.Орлову. Структура обиды и вины.
Рационально-эмотивная терапия по А.Эллису: основные идеи и сферы применения.
Интеграция поведенческой и когнитивной терапии и когнитивно-поведенческий подход.
Тема 3. Ассертивное поведение и пути его формирования
Поведение пассивное, агрессивное и ассертивное. Социально-психологические механизмы формирования пассивного поведения.
Типы вербальных манипуляций в общественной жизни. Пять техник вербального ассертивного поведения. Ассертивность в аспекте работы и близких отношений.
Тренинг ассертивности при депрессии и ожирении.
Тема 4. Формирование навыков саморегуляции и самопомощи в когнитивно-поведенческой парадигме
Активная самопомощь и самопрограммирование как альтернатива "пассивному проживанию" эмоциональных состояний.
Готовность к верификации картины мира как психопрофилактика негативных эмоциональных состояний.
Техники работы с энергией гнева. Методы самопомощи при хронической тревожности. Три вида чувства вины и пути их преодоления. Техники самоконтроля эмоциональных состояний при провокациях в детско-родительских отношениях. Техники самоконтроля при взаимодействии с манипулятивно-организованным информационным потоком. Самопомощь в экстремальных ситуациях. Техники развития интуиции в повседневной жизни.
Когнитивно-поведенческие техники в современных духовных практиках. |