На главную страницу

Обучение

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Копьев А.Ф.
Диалогическая психотерапия

1. Феноменологическое введение

Психотерапия и консультирование как многообразие понятий, критериев и методов - Примеры психотерапевтических "апорий" - Искусство психотерапевта как индивидуальный навык разрешения научных "апорий" - Психотерапия и консультирование: тождество или различие.

2. Аналоги и "гомологи" психотерапии в обыденной жизни

Коррегирующее переживание как естественное событие жизни - Типы соответствую-щих ситуаций: импрессивные и экспрессивные варианты коррегирующего опыта как анало-гии психотерапии.

Подлинные прототипы: реальность другого.

3. Монологическая и диалогическая модели психотерапии. Философско-антропологические основы диалога

Отношение "Я-другой" как источник и движущая сила психотерапевтического прцесса. - Принципиальная несамодостаточность личности: фундаментальная нужда в "другом" - Естественные и специальные преимущества "другого": позиция вненаходимости - VS профессиональные познания и навыки - Понятие завершения как базового преимущест-ва внешнего взгляда (преимущество "другого" по отношению к "Я") - Невозможность под-линного завершения (полного и окончательного внешнего определения личности) и - одновременно - предчувствие его как постоянный фактор взаимодействия "Я" и "другого". - Мо-нологизирующие версии психотерапии: импрессивная и экспрессивная редукция взаимодействия. (Примеры школ и концепций) - Диалогичность слова, поступка, личности: прямой и косвенный диалог - Психотерапия как возможность прямого диалога.

4. Демонстрационная сессия и ее обсуждение

5. Внутренний и внешний драматизм диалога

Амбивалентность клиента по отношению к завершению: стремление и избегание - Нарциссическое "самозавершение" как средство избавления от "другого". - Слово психолога как "другого": - Слово психолога как "другого": приглашение к диалогу - Обратная пропор-ция внутренней активности клиента и завершающей активности психолога - Каталог реакций терапевта: эмативный план (триада К.Роджерса) и поведенческий план - Завершающие воз-можности реакций терапевта: молчание - вопрос - рассказ - комментарий - метафора - интер-претация - совет.

6. Демонстрационная сессия и ее обсуждение

7. Базовые теоретические предпосылки индивидуальной психотерапии

Проблема психотерапевтического контакта. - Позиция психотерапевта. Психотерапевт как "другой". - Образ клиента и позиция клиента. Диалогическая интенция . - Диалогиче-ская интенция и принцип молчания.

8. Диагностические аспекты диалогически ориентированной психотерапии

Модель клиента в индивидуальном консультировании и психотерапии VS модель клиента в групповом, общесемейном и пр. подходах. - Диагностика в диалоге. - Классифика-ция начальных состояний: 9 состояний и их клинические иллюстрации - "открытые" и "за-крытые" варианты взаимодействия - Качественный анализ начальных состояний: возмож-ность психотерапии в зависимости от начальных состояний.

9. Основные принципы и пути диалогически ориентированной индивидуальной психотерапии

Речевые жанры в психотерапии - Жанрово-стилевая принадлежность диалога: открытость психотерапевтического процесса - Диалогическая позиция психолога в реальности психотерапевтической сессии - Установка на смысл - Тенденция к краткосрочности - Возмож-ности совета: какие советы можно давать и почему. - Клинические варианты принципа мол-чания.

10. Проблема длительности терапевтического процесса

"Натурализм" VS "рационализм" в психотерапии и консультировании: их возможности к уменьшению длительности - Диалогический подход как ориентация на свободную волю - Поступки, намерения и мечты клиента как "фокус" внимания психотерапевта - Конечная целостность личности: действие и слово - Возможность краткосрочной психотерапии.

Диалогическая психотерапия

Цель курса: Ознакомить слушателей с теорией и практикой диалогически ориенти-рованной психотерапии.

Основная особенность современного состояния практики консультирования и психо-терапии состоит в многообразии школ и концепций, исходящих из различных принципов и подчас противоречащих друг другу. Эта особенность настоятельно требует выработки более целостного, синтетического взгляда на данный предмет, позволяющий слушателям составить общее представление о психотерапевтической, консультационной практике в целом - как бы до или вне ее категориальных "расчленений" в рамках тех или иных частных концепций. Это достигается за счет рассмотрения психотерапии как одного из видов общения - диалога.

Диалог является ключевым понятием всего курса, позволяющим рассматривать пси-хотерапию в контексте разнообразных типов и жанров общения. В данном понятии, введен-ном М.М.Бахтиным (М.М.Бахтин, 1975, 1979), в качестве фундаментальной категории гуманитарных наук выделяются два взаимосвязанных значения.

1. Диалог - как общечеловеческая философско-антропологическая характеристика, как, с одной стороны, предпосылка, базовое условие человеческого сознания и самосознания и, с другой стороны, - как основная форма их реализации. С самого рождения человек по-гружен не в некую замкнутую самодовлеющую целостность - как то "общество" или "культу-ра", "нация" или "класс" и т.п. (это, по М.М.Бахтину, - абстракции, продукт научного "пре-парирования" или "транскрипирования" реальности): не в целостности, которая более или менее успешно репрезентирована окружением человека, но он изначально погружен в драма-тически-напряженное поле диалога - в многоголосие разнообразных личностных "манифе-стов", являющих собой ценностное утверждение и самоопределение окружающих людей. Поэтому всякий осмысленный акт человека: помимо своего непосредственного прагматиче-ского значения, является одновременно как бы репликой этого глобального диалога - актом согласия, несогласия, вызова, поддержки и утверждения тех или иных смыслов и ценностей и т.п. В этом плане может быть по-своему диалогичным даже сугубое отсутствие самовыраже-ния и последовательная невключенность в диалог как проявление нежелания человека в него вступать, как последовательное "нет" всяким попыткам самоопределения.

При таком, - расширительном - толковании диалога можно с помощью интерпретации открыть диалогические моменты в любых, сколь угодно "закрытых" и монологических фор-мах значимого человеческого поведения, в любых жанрах обшения.

2. Наоборот, в более узком своем значении, диалог понимается как конкретное со-бытие общения, при котором происходит как бы "размыкание" ценностного мира человека, его самообнаружение в реальности конкретного взаимодействия. Здесь происходит как бы некий "прорыв" личностей навстречу друг другу, фиксируемый отчасти такими понятиями как "коммуникация" (k.Jaspers, 1932), "Я - Ты отношение" (M.Buber, 1972), а также идейно связанными с ними представлениями гуманистической психологии об открытом общении. Если в первом - универсальном - своем значении понятие диалога не может рассмат-риваться в терминах количественных: как нечто, чего может быть больше или меньше или что может вовсе отсутствовать, поскольку диалогичность здесь - неотъемлемое свойство человеческой природы, которое может лишь по-разному проявляться, то во втором своем значении диалог - как конкретное жизненное событие общения - может состояться или не состояться. Здесь можно говорить о его различных степенях - о большей или меньшей диало-гичности в общении и т.п. Диалог в этом смысле является как бы моментом актуализации человеком своей подлинной природы, непосредственно связанным с преодолением форм со-противления и защиты, опирающихся на инерцию привычно-адаптивного, недиалогичного поведения: "закрытого", "ролевого", "игрового", "конвенционального", "манипулятивного" и пр.

В рамках данного курса понятие диалога используется в обоих этих значениях. В рас-смотрении психологического консультирования, психотерапии в связи с понятием диалога имеется в виду, с одной стороны, бахтинское понимание личности - как участника глобаль-ного диалога, т.е. предполагается ее фундаментальная свобода самоопределения и в силу это-го - открытость, незавершенность и потому принципиальная несводимость к любым, сколь угодно точным и тонким "овнешняющим" определениям, трактующим личность как внеш-ний объект. С другой стороны, в психотерапевтическом общении, в консультировании ус-матривается как раз та конкретная ситуация, в которой самообнаружение личностью своих смысловых позиций должно произойти. И в зависимости от того, произошло это или нет, т.е. состоялся ли между клиентом и консультантом этот "малый" диалог и если состоялся, то в какой степени - можно говорить о наличии психотерапевтического контакта или отсутст-вии такового, а также о различных его уровнях. В контексте данного курса понятие диалога, помимо уже рассмотренных значений, имеет еще и третий смысловой оттенок, связанный с описанием конкретных принципов и техник консультативной работы, базирующихся на осознанном применении в практике кон-сультирования описанных выше теоретико-методологических установок.

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  2. Волошинов В.М. Фрейдизм: Критический очерк М., ПГ., 1927.
  3. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава. 1975.
  4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1995.
  5. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  7. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.-ПГ., 1923.
  8. Юнг К.Г. Аналитическая психология. (Тавистокские лекции). С-Пб., 1994.

Непосредственно по содержанию курса - статьи:

  1. Копьев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии. Вопр.психологии, 1986, № 4.
  2. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпре- тации. Вопр. психологии, 1990, № 3.
  3. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники. Московский психотерапевтический журнал, 1992, № 1.
  4. Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного консультирования. Вопр. психологии, 1996, № 4.

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты