Орлов А.Б. Основы практики индивидуального психологического консультирования
Цели практикума можно подразделить на основные и дополнительные (косвенные). Основные цели практикума состоят в том, чтобы предоставить возможность студентам:
- получить, обобщить и транслировать друг другу личный опыт участия в практике индивидуального психологического консультирования;
- освоить три основные позиции практики индивидуального консультирования (клиент, консультант, наблюдатель-супервизор);
- апробировать основной метод индивидуального консультирования - консультативную беседу (ее основные этапы - начало беседы, формулирования исходного запроса, экспозиция проблемы, борьба с гипотезами и интерпретациями, смена языка и переформулирование запроса клиентом и технологические принципы проведения - лаконичность речи и адаптивность языков консультанта, акцентирование эмоциональных переживаний клиента, акцентирование новых и терапевтических моментов в опыте клиента);
- попрактиковать некоторые общие установки и техники работы психолога-консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение, язык принятия);
- ощутить специфику психологического контакта психолога-консультанта с клиентом и различные уровни этого контакта (поведенческий, эмоциональный и семантический);
- опробовать каталог проявлений психолога-консультанта на различных уровнях общения с клиентом (паузы, реформулировки и метафоры, темпоритм речи, позы, мимика и дыхание; эмоциональные проявления; интуиции и образы);
- познакомиться с некоторыми вариантами практики индивидуального психологического консультирования (психологическое консультирование с использованием элементов экспрессивных искусств, онтоконсультирование).
Дополнительные цели практикума заключаются в том, чтобы создать условия, позволяющие конкретизировать предложенную в курсе лекций систему понятий и представлений триалогического подхода к индивидуальному психологическому консультированию, обеспечив студентам возможность для более целостного видения данной практики, характеризующейся в настоящее время чрезвычайной пестротой теоретических ориентаций и конкретных техник работы, затрудняющей практическое освоение данной разновидности активной психологической работы с человеком. Ключевое для лекционного курса понятие триалога как реального феномена практики индивидуального консультирования, задающегося системой общений между позициями "консультант", "консультируемый", "наблюдатель", выступает в ходе практических занятий в виде важнейшей и универсальной для данной области обучающей процедуры (с одной стороны, как супервизорство процесса консультирования, а с другой, как практика работы в триадах консультант-консультируемый-наблюдатель).
Практикум проводится в форме групповых занятий (работа в триадах, специализированных группах, общей группе). Базу практикума образуют не отдельные упражнения, выполняемые студентами в учебных (искусственных, игровых, моделирующих) ситуациях, но каждый раз ситуации реальной практической работы с личностно-значимыми запросами и проблемами. На наш взгляд, только такая работа предоставляет студентам полную свободу в выборе в качестве психологов-консультантов любой стратегии и практики консультирования, любой теоретической позиции (от психоанализа до трансперсональной психологии) и практической ориентации (интерпретативной, рациональной, диалогической, процессуальной, рекоструктивной, парадоксальной) в сочетании с системой разнообразных рефлексий и обратных связей.
Практикум состоит из следующих разделов: 1. Введение: демонстрация индивидуального психологического консультирования. 2 Основы практики индивидуального психологического консультирования. 3. Варианты индивидуального психологического консультирования. 4. Заключение: составление и обсуждение индивидуальных резюме .
Краткое содержание практикума
- Введение: демонстрация индивидуального психологического консультирования.
- Основы практики индивидуального психологического консультирования: выявление необходимых и достаточных условий эффективности консультирования.
- Варианты индивидуального психологического консультирования: освоение экспрессивных и образных языков общения.
- Индивидуальное психологическое консультирование на основе экспрессивных искусств: расширение спектра средств самоисследования клиента.
- Индивидуальное онтопсихологическое консультирование: углубление уровней самоисследования клиента.
- Заключение: составление и обсуждение итоговых индивидуальных резюме.
Литература:
- Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994
- Гринсон Р.Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994
- Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб., 1997.
- Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. Екатеринбург, 1997.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995, №1.
- Rogers C.R. Client-centred. Person-centred Approach to Therapy. In Kirschebaum H. and Henderson V. (Eds.) The Carl Rogers Reader. Houghton Mifflin Company, 1989, 135-152.
|