Жуков Ю.М. Межличностные уменья, командообразование, ведение переговоров
Эффективная коммуникация
Эффективность деловой коммуникации. Цель - позиция - средства.
Базовые коммуникативные умения и навыки
Коммуникативная обратная связь. Совершенствование коммуникативной компетентности на основе использования обратной связи. Умения давать обратную связь. Работа с полученной обратной связью. Вызов обратной связи. Особенности работы с оценочной обратной связью. Эффективная критика на основе принципа фигуры и фона. Комплименты и награды.
Техники слушания. Эмпатическое и рефлексивное слушание. Техники подстройки к партнеру: "отзеркаливание", настрой на дыхание, вхождение в темпоритм собеседника. Вопросы: наводящие и проясняющие. Техники прояснения: парафраз и смысловое эхо. Технология ПАУК (Поддержка - Активизация - Уяснение - Комментарий).
Техники говорения. Невербальные техники. Позиции и позы. Мимико-пантомимическое сопровождение речи. Стиль самоподачи и формирование впечатления. Вербальные техники. Работа с рефлексивными и бытийными слоями сознания. Ключи доступа и метафоры. Как сделать текст психологически неотторжимым.
Типы общения: светское и деловое
Правила эффективной коммуникации и уровни коммуникативной компетентности. Кодекс Грайса. Правила количества, качества, релевантности и стиля коммуникации. Кодекс вежливости и следствия его нарушения. Правила локального этикета. Правила титулования. Извинения и оправдания. Компетентность "второго эшелона".
Использование коммуникативных психотехник в переговорном процессе
Деловая беседа и двусторонние переговоры
Деловая беседа. Этапы проведения деловой беседы. Различные способы вступления в контакт. Техники конструктивного отказа. Деловое общение в условиях конфликта. Выявление манипуляций оппонентов и способы противостояния им. Техники выхода из контакта.
Виды деловых переговоров. Позиционная и принципиальная модели. Выстраивание стратегии и выработка тактического плана ведения переговоров. Принципы ведения конструктивных переговоров. Психотехнические приемы установления и поддержания контакта. Техники прояснения позиций сторон и их изменений в процессе переговоров. Способы поведения при конфликте позиций. Техники захвата и передачи инициативы в деловых переговорах. Специфика ведения переговоров о ценах. Фиксация договоренности. Техника возложения ответственности.
Групповая дискуссия и многосторонние переговоры
Три направления ориентировки в групповой дискуссии. Ролевая и целевая структуры групповой дискуссии. Лидерство и управление. Захват и передача инициативы в дискуссии.
Управление групповой дискуссией. Функции организатора дискуссии. Организация пространства и управление временем. Выстраивание видеоряда. Адженда и тайм-менеджмент. Использование техник активного слушания для управления дискуссией. Борьба с нарушением правил в процессе дискуссии.
Психотехники работы с аудиторией
Организация пространства выступления и установления контакта с аудиторией. Начало, основная часть и завершение выступления. Отработка невербального сопровождения выступления. Техника использования наглядных средств воздействия.
Особенности выступления перед агрессивной аудиторией.
Использование коммуникативных психотехник в командообразовании
Управление процессом командообразования
Процедуры знакомства. Формирование общего видения. Позиционирование в команде. Планирование первого шага. Использование метода модерации при работе с командой.
Командная сыгровка
Отработка коммуникативного взаимодействия в цепочке: Лидер - Координатор - Ведомые.
Отработка взаимодействия в позиционированной команде.
Литература
- Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1988
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.,1985
- Введение в практическую социальную психологию. М., 1994, 1996.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988
- Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. 1989
Занятие 1. Общее |
Введение. Что есть эффективная коммуникация.Структурная модель: Стратегия-Тактика-Техники.Техники говорения и слушания. Вербальные и невербальные техники.Процессуальная модель: Цели-Позиция-Средства.Закрытые и открытые позиции.Контакт. Пристройки. (Отработка вхождения в контакт при Представлении)Базовая метафора - Танец Эрхарда. Подстройка - Ведение. Эмпатическое слушание (отработка) |
Занятие 2. Общее |
Подстройка - Ведение (продолжение). Активное слушание. Парафраз.Психотехнология ПАУК (Поддержка-Активация-Уяснение-Комментарий).Техники и средства убеждения. Ключи доступа и метафоры.Типы и жанры коммуникаций. Деловое и светское общение. Правила Грайса. |
Занятие 3. В группах |
Двусторонние переговоры. Цели переговоров. Этапы переговорного процессаИгра "Внеочередная беседа".Памятка ведущему двусторонние переговоры. |
Занятие 4. В группах |
Целевая и ролевая структура групповой дискуссии. Свод правил.Групповая дискуссия без лидера. Стратегии и техники захвата инициативы.Стратегия и техники управления групповой дискуссией.Памятка ведущему групповой дискуссии. |
Занятие 5. Общее |
Многосторонние переговоры. Позиционная и принципиальная модели.Игра "Ремонт дороги"Памятка ведущему многосторонние переговоры. |
Занятие 6. В группах |
Управление аудиторией. Игра "Выступление без подготовки". Памятка выступающему. |
Занятие 7. Общее |
Командообразование. Цели и этапы командообразования. Технологии углубления знакомства, формирования общего видения, командного планирования. Технологии для командной сыгровки. |
Занятие 8. Общее |
Итоговое занятие. Обратная связь. Получение и подача обратной связи.Упражнение "Комплименты и награды". Обратная связь по всему курсу. Анкета. |
|