Крымов А.А. Психология маркетинга и рекламы
1. Введение
Основные задачи курса. Специфика психологического подхода к маркетингу. Особенности поведения людей в условиях рынка. Рынок продавца и рынок покупателя. Современный российский рынок: экономические, социально-этнические и психологические особенности. Понятие сделки. Взаимодействие людей в системе "продавец - товар покупатель". Психологические барьеры, препятствующие сделке. Маркетология и психология. Работа практического психолога в сфере маркетинга.
2. Потребитель и товар
2.1. Модель развития потребительского поведения. Соотношение свойств товара и мотивация покупки
2.2. Классификация потребителей. Потенциальные покупатели, посетители, покупатели, клиенты и приверженцы.
2.3. Три уровня товара:
- товар по замыслу,
- товар в реальном исполнении,
- подкрепление товара.
2.4. Классификация покупок:
- повседневные покупки,
- экстренные покупки,
- покупки с предварительным выбором,
- "любительские" покупки,
- сопутствующие покупки,
- импульсивные покупки,
- покупки подарков,
- покупки под влиянием "третьей стороны".
- вынужденные покупки,
- замаскированные покупки.
2.5. Управление покупками
3. Основы теории маркетинга
3.1. Понятие маркетинга. Развитие представлений о маркетинге. Социально этичный маркетинг. Концепции управления маркетингом.
3.2. Сегментирование рынка. Понятие целевых рынков. Позиционирование товара.
3.3. Социально-психологические характеристики сегментов рынка. Особенности сегментации российского рынка.
3.4. Цикл жизни товара.
3.5. Виды рынков. Первичные и вторичные рынки. Рынки индивидуальных потребителей и рынки предприятий.
3.6. Спрос и предложение. Виды спроса.
3.7. Рыночная стратегия фирмы и управление маркетингом.
4. Продавец и покупатель
4.1. Основные способы продаж.
4.2. Выбор способов продаж. Требования к продавцам.
4.3. Личная продажа. Психологические особенности работы торгового агента. Создание и развитие агентских сетей.
4.4. Многоуровневый маркетинг: области применения, достоинства и недостатки.
5. Практика изучения рынка
5.1. Маркетинговое исследование:
- выявление проблем и формулирование целей,
- отбор источников и сбор информации,
- анализ,
- подготовка отчета.
5.2. Основные источники информации и их использование. Первичные и вторичные данные:
- отслеживание статистики продаж,
- отслеживание деятельности конкурентов и однородных групп,
- проведение исследований рынка.
5.3. Методы эмпирического исследования рынка. Наблюдение, опрос и эксперимент. Требования к методам исследования. Эффективность, валидность, достоверность, репрезентативность, надежность.
6. Основы психологии рекламы
6.1. Реклама в системе маркетинга. Достоинства и недостатки рекламы как метода стимулирования сбыта. Рекламный рынок.
6.2. Реклама и "паблик рилейшнз". Имидж фирмы и торговой марки.
6.3. Фирменный стиль: основные элементы и их роль. Логотип, символ, девиз.
6.4. Рекламное воздействие. Внушение, убеждение, информирование.
6.5. Средства рекламы. Выбор средств в зависимости от стратегии маркетинга.
6.6. Сегментирование рынка и целевые группы воздействия.
6.7. Свойства товара и рекламное сообщение. Уникальное коммерческое предложение.
6.8. Работа практического психолога в рекламном бизнесе. Взаимоотношения с клиентом, рекламодателем и производителем рекламы.
Литература:
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. - М.: "Интерэксперт", 1995.
- Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. - М.: "РусПартнер ЛТД", 1994.
- Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. Новосибирск, "Интербук", 1991.
- Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. Минск, "СЛК", 1996.
- Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: "Прогресс", 1991.
- Крымов А.А., Вяткин Ю.Г. Практическая психология для страховых агентов. М.: "Марко Медиа", 1993.
- Миртов Ю.Н., Крымов А.А. Как стать рекламным агентом. М.: "Экстра-М", 1994.
- Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. - СпБ.: "Питер", 1996.
|