|
||
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
Методы полевого психологического исследования в сообществе хакеровСмыслова О. В. (МГУ им. М.В.Ломоносова)Психологические последствия информатизации и широкого распространения сети Интернет оказались в центре внимания специалистов-психологов. При взаимодействии человека с информационными технологиями происходит преобразование деятельности за счет опосредствования ее новыми знаковыми системами. Сама возможность и механизмы влияния новых технологий на личность могут быть поняты с позиций культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. С этой точки зрения информационные технологии рассматриваются как один из примеров психологических орудий, овладение которыми оказывает влияние на формирование и функционирование высших психических функций. Вслед за Л.С. Выготским O.K. Тихомиров предположил появление нового уровня высших психических функций, характеризующихся работой не только со знаками, но и с целыми знаковыми системами. На существенную роль технических средств в развитии психики указывает и приверженец культурно-исторической теории М. Коул. Изучение психологических последствий применения информационных технологий является высокоактуальным. Перед психологами стоят исследовательские, диагностические, коррекционные и терапевтические задачи, связанные с различными видами <чересчур> активного увлечения новыми технологиями. В соответствии с основными видами деятельности при взаимодействии человека с компьютером (коммуникативной, игровой и познавательной) выделяются три формы изменений личности: Интернет-аддикция, игровая <наркомания> и хакерство. Данные формы глобального преобразования личности лишь в очень малом объеме стали предметом серьезных психологических исследований; особенно это касается психологии хакерства, которой не посвящено практически ни одного фундаментального психологического исследования. Столь малая разработанность проблем указанных выше изменений личности обусловлена не только их недавним появлением, но и особенностями самих исследуемых групп. В докладе будут рассмотрены основные особенности хакерского сообщества, трудности, возникающие при проведении исследования хакеров, а также представлены основные методы полевых исследований в данной группе, При изучении любой группы пользователей Интернета (особенно если речь идет о гипертрофированном увлечении новыми технологиями) исследователь сталкивается с проблемой анонимности, которую предоставляет сеть и которая оказывается привлекательной для пользователей. Хакерское сообщество амбивалентно относится к собственной анонимности: с одной стороны, хакеры стремятся к тому, чтобы об их поступках было известно, с другой -стараются держать свою идентичность в секрете. Подобная анонимность значительно затрудняет изучение данной группы. Другими важными особенностями сообщества хакеров являются: - Отсутствие четкого определения этой группы Средства массовой информации обычно обращают внимание исключительно на негативные стороны хакерства (взлом и кражу информации, разработку и распространение вирусов), Однако, такой взгляд является односторонним: для хакеров характерно гипертрофированное увлечение познавательной деятельностью, направленной на выяснение закономерностей работы информационных технологий, что необязательно ведет к каким-либо асоциальным действиям. Наоборот, существует мнение, что многие удачные и полезные идеи в области программного обеспечения были в свое время выдвинуты и реализованы именно хакерами. Большое разнообразие представлений о хакерстве и неоднозначность социальной оценки этого явления порождают проблемы, связанные с формированием выборки испытуемых. - Отсутствие четких границ группы. Эта особенность обусловлена быстрым развита ем технологий, вместе с которыми приходят и уходят или изменяются профессионалы. При проведении исследования в сообществе хакеров возникают следующие проблемы. Во-первых, это организационные вопросы, касающиеся формирования выборки испытуемых и, во-вторых, проведение самого полевого исследования. В соответствии с разными группами хакеров, в частности, выделяемых по способу деятельности (software хакеры, которые взламывают программное обеспечение, сетевые xaкеры, работающие с Интернетом и пр.) можно выделить основные способы организаций полевого исследования; некоторые из которых были апробированы в ходе пилотажных исследований, выполненных под руководством А.Е. Войскунского. - Включенное наблюдение, которое может проводиться и с одним испытуемым, и в группе. Подобное исследование проводилось нами в 1997-98 году на базе <школы хэккеров> - своеобразного учебного клуба, в котором относительно <квалифицированные> хакеры проводили учебные занятия с <новичками>, обучая их началам <хакинга>. - Для получения полной картины изучаемых явлений методы полевого исследований в группах, связанных с сетевыми технологиями, необходимо должны включать в себя опосредствованные виды коммуникации: переписку по электронной почте или коммуникацию в режиме on-line. Так, сетевые хакеры часто параллельно со своей работой в сети общаются друг с другом посредством Internet Relay Chat - каналов, сообщая остальным участникам о своих трудностях или находках. Такая организация работы во многом напоминает своеобразную творческую лабораторию, где каждый из участников, работая над своим собственным проектом, всегда может обратиться за помощью или поделиться своим открытием. Участвуя в таком общении, исследователь может получить определенную информацию как о методах работы сетевых хакеров, так и о психологических особенностях участников <чата>. Таким образом, методы полевого исследования хакеров должны учитывать специфику данной группы: их стремление к анонимности и опосредованность общения Интернет-технологиями. Для получения полной картины изучаемой феноменологии необходимо сочетание традиционных методов исследования и методов, опосредствованных информационными технологиями, которые представляют собой привычные способы деятельности и коммуникации в данном сообществе. Работа выполнена при поддержке РФФИ. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Секция "Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде". |
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
psychology.ru © 2000 |