На главную страницу

Психология и Интернет

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Введение

ДС. Ну, наверное, начнём.

Меня зовут Дмитрий Сатин, если кто-то этого ещё не знает, и я ведущий этого мероприятия. Я не со всеми из вас знаком, поэтому давайте договоримся о формате наших выступлений. Поскольку материалы нашего собрания будут публиковаться в нескольких изданиях, в сети Интернет, в "Психологическом журнале", в журнале "Интернет". Чтобы сохранялось авторство высказываний, пожалуйста, перед началом вашего первого высказывания представьтесь, а в дальнейшем просто напоминайте это для того, кто будет расшифровывать запись, чтобы он мог правильно произвести маркировку, кто, что сказал.

Давайте я введу в курс дела, в контекст, который вокруг нас творится, почему мы собираемся, что у нас за спиной. Начну с самого близкого события. Вчера была 2-ая российская конференция по экологической психологии. Она стала, чуть ли не конгрессом психологическим, если смотреть по тому, сколько людей опубликовали там свои тезисы, это что-то грандиозное.

В плане работы конференции была секция, которая точно называется "Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде". Докладчиков было довольно много, я не ожидал увидеть там такого количества людей - это человек 15, наверное. Но это все люди, которые, так или иначе, связаны с этой тематикой, и всех их я пригласил на этот круглый стол, возможно, они подойдут - по крайней мере, обещали - чуть позже. Второе радостное событие, которое произошло чуть раньше. Я в руках держу юбилейный номер Психологического журнала РАН; он, кроме того, что юбилейный, и в этом смысле замечательный, для нас он интересен тем, что именно в этом номере открылась рубрика "Психология и Интернет". Она здесь представлена двумя статьями: моя статья в соавторстве вместе с Владимиром Ромеком, и статья Анастасии Жичкиной. Это даже не начало работы, это её продолжение, потому что статьи готовились заранее, и скопилось довольно много информации, которая уже даже как-то классифицируется по областям, по направлениям, и вот в тех планах, которые вы видите перед собой, эта классификация в каком-то виде представлена. У нас есть одно удалённое приветствие и выступление, его прислали мне по электронной почте, я его зачитаю в своё время.

И прежде чем совсем уж приступить, поздравлю всех вас. Сегодня исполнилось бы 104 года Эдварду Чейсу Толмену, он родился в 1886 году. Ну, кто такой Эдвард Толмен все знают, напоминаю, что его "продвинутый" бихевиоризм вводил познавательные компоненты в классическую теорию поведения. Сегодня случилась так же годовщина смерти менее известного психолога, но очень известного для американцев - это Чарльз Пирс, это американский Вильгельм Вундт - он был другом и Вундта и Фехнера, и считается основателем позитивизма. Он первый психолог, который избран в Национальную Академию Наук США.

Вот, на этом такие вот радостные и грустные новости заканчиваются, давайте начнём работу. В ваших планах вы видите, что наша работа разделена на два крупных блока: это фундаментальные работы, фундаментальные исследования в сети Интернет и прикладные. Какая из них получится живее, пока сказать трудно, на второй раздел у нас есть специально приглашённые люди, которые нам расскажут, как работается в той или иной области, думаю, что это будет довольно интересно. Давайте, я сделаю какую-то вводную, а потом мы обсудим, что у кого есть.

Ну, во-первых, вводная ко всему нашему собранию. Понятно, что уже обосновывать значимость Интернета - дело довольно банальное, он в техническом смысле давно уже устоялся, успел даже сменить несколько технологий, на которые в своё время ставили разработчики, они стали неактуальны. Теперь мы как люди гуманитарно-ориентированные, разумеется, нас он интересует как явление культуры, но не чисто в виде техники. И то, что он становится явлением культуры, тому есть много иллюстраций, вспомним, как у нас объявляются результаты выборов: остаётся полчаса до конечного объявления, и телеведущий ёрзает и намекает на то, что в Интернете-то давно всё уже известно, а вот нам нельзя. Всё, всё, конечно, видят это каждый день, что популярная культура испытывает сильнейшее давление со стороны таких вот сетевых компьютерообразных образов. Детский, или точнее, подростковый кинематограф особо изобилует этой тематикой. Понятно, что Интернет также составил конкуренцию традиционным средствам массовой информации, тут видно отчётливо встречное движение: газеты публикуют свои зеркала в Интернете, а Интернет-издания всё больше становятся похожи на газету, даже появляются соответствующие названия... газета.ру, лента.ру, вести.ру. Давайте же посмотрим, как в этом процессе участвуют психологи. До недавнего времени казалось, что они очень отстранены от этого процесса, что их влияние там не чувствуется. На самом деле, практика показывает, что это не так, в прикладных областях их довольно много и они успешно там работают. Но начинаем мы с того, что обсудим исследование, психологическое исследование в сети.

Круглый стол "Психология и Интернет"
Ведущий - Сатин Д.К.


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты