|
||
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
Фундаментальные исследования в сети ИнтернетНачинаем мы с того, что обсудим психологические исследования в сети. Этот блок исследований отчётливо делится на два класса. Интернет как объект психологических исследованийДС. Есть исследования, которые рассматривают интернет как объект, при этом предмет всё тот же - это, например, связи тех или иных психологических переменных, психология личности. Здесь интернет рассматривается и используется как улучшенная среда для проведения экспериментальных исследований. Улучшена она во многих смыслах: во-первых, довольно легко стандартизировать методики по формату проведения, во-вторых, самое важное то, что в интернете удаётся с минимальными затратами получить гигантские по прежним представлениям выборки. Обычно в бланковом режиме тесты стандартизируются в среднем на выборках около 200 человек. В интернете, если вы будете правильно проводить пропаганду вашего ресурса, вы можете набрать за месяц около 2000-3000 респондентов. Это, конечно, гигантские объемы. Первые же психологические публикации о сети были как раз посвящены тому - можно ли тестировать и вообще использовать тесты в интернете. Наиболее ранняя и наиболее зрелая публикация на эту тему вышла в журнале British journal of psychology. Статья была сдана в печать в 1997, подправлена в 1998, вышла в 1999, т.е. довольно свежая. Называется она "Using the Internet in psychological research. Pesonaliy testing on World Wide Web", а представляет она из себя содержательнейший обзор психологических исследований личностных особенностей, использование психодиагностики в интернете. Такая статья существует, её можно взять и в интернете, можно взять и у меня, и с ней ознакомиться С нашей стороны, чуть позже вышла статья, которую мы опубликовали с Владимиром Ромеком. Она собственно о том же: "О сохранении и надёжности многофакторных тестов при использовании их в сети Интернет". Проведено сопоставление результатов бланкового теста с его электронной версией. Сразу скажу, что результаты очень радостные: факторная структура не меняется. Изменяется, немножко корректируется значение среднего и чуть-чуть уменьшается дисперсия. Уменьшение дисперсии я объясняю тем, что выборка более согласованная, приблизительно одинаковые по психологическому статусу люди ходят в Интернет, а коррекция среднего, ну, трудно какие-то рациональные этому подвести основания. Возможно, это предмет дальнейших выяснений и исследований. Есть ли у кого-то дополнения, уточнения, вопросы вот в этот раздел, который я назвал - "Интернет как новый объект психологических исследований"?! Нам предстоит впереди много интересного, а пока что скучная тематика, методическая. МГ. А как решается вопрос о соответствии человека, тому образу, в котором он выходит в Интерет? ДС. Действительно, это распространённое замечание: "Человек в Интернете, отвечая на вопросы, отвечает не от своего имени, а от лица некоей виртуальной личности". Эти виртуальные личности мы обсудим чуть позже. Я, для себя, решаю вопрос так, пока ответ выглядит возможно довольно неаргументированно - если факторная структура тестов сохранилась, та которая была получена при бланковом тестировании, значит тест сработал. И я не верю (это моё личное мнение), что человек может ответить согласованно вот этому "виртуальному" образу. Либо у него вывалится шкала лжи, либо развалится профиль, получится негармоничная личность. Поскольку используемые маски довольны неглубоки, они зачастую ситуативны, они не становятся какими-то прочными личностными образованиями, поэтому в тестах они скорее всего просто вываливаются. СП. А какие тесты Вы использовали? ДС. Для сопоставления использовались два теста: тест Айзенка (EPI) - знаменитый личностный опросник, уже ставший классическим, и поэтому несколько потерявший интерес для психодиагностов (57 вопросов, 3 шкалы), и тест, разработанный Владимиром Ромеком, тест уверенности в себе. Оба теста в сети можно увидеть. После того, как мы независимо друг от друга собрали нормы, мы поняли, что эти исследования нужно ставить на поток, летом этого года была разработана система, которую мы назвали "Психодиагностическая лаборатория psychology.ru". Это универсальная система, туда можно выкладывать стандартные тесты, они будут набирать нормы, статистика будет согласована по испытуемому, что самое ценное, т.е. можно проводить сопоставительные, корреляционные и другие статистические исследования по шкалам разных тестов. На материалах testology была под моим руководством написана дипломная работа, которая уже не попадает в разряд вот этих исследований, в том смысле, что она была проведена на базе Интернета, но смысл её общепсихологический, это связь между самооценкой и тревожностью. Мы осуществили проверку шкалы манифестации тревожности (Тейлор). И использовали многофакторный тест "Методика исследования самооценки" (Пантилеев). СП. Как реально-то выглядит всё это Ваше тестирование? Сама технология?! Просто человек, который хочет... ДС. Человек, который хочет получает текст некоторого соглашения, которое он подписывает нажатием кнопки. Соглашение о том, что все данные, которые он укажет о себе не будут опубликованы во вред ему. СП. Ну, это понятно. ДС. С другой стороны с него берётся соглашение, что он не будет чрезмерно лгать, поскольку всё это нужно в том числе ему. Это первое. Второе - получает экран, на котором довольно большая анкета, в которой указывает дату рождения, место рождения, кучу демографических сведений о себе. Единственное, что ему разрешается не заполнять - это фамилия, имя, отчество. СП. Как он доходит до вас? Как он вас находит? Как он попадает на тестирование? С какой стати вдруг он попадает на тестирование? ДС. Я немножко не понимаю вопрос, потому что с одной стороны psychology.ru довольно известна, есть ссылки - это раз. Во-вторых, когда мы открыли психодиагностическую лабораторию о нас написали многие обозреватели... СП. То есть они целенаправленно идут к вам тестироваться, да?! ДС. Да! СП. Я думала, может они сидят, гуляют по интернету, вдруг, бац, нарвались на тест, давай-ка я сейчас отвечу... ДС. Нет, их приглашают, и они знают, куда идут, и в этом смысле есть, конечно, проблема... СП. Специфика определённых людей, которые сидят на интернете, да ещё идут тестироваться в интернет. ДС. Да, здесь таких замечаний можно высказывать довольно много. Одно из них связано с тем, что если мы заранее человеку говорим, какие качества будут диагносцироваться в этом тесте, то скорее всего, что мы уже внесём смещение СП. И вы им потом выдаёте какой-то диагноз? ДС. Потом они получают, разумеется, не диагноз, они получают интерпретацию результатов. А это очень мягко составленные тест, который никого не может обидеть. Но с другой стороны, если у него получаются крайние значения, например, по тревожности, то ему говорят, что у вас есть с этим некоторые трудности и предлагают обратиться к психологу. У меня пользователи лаборатории часто просят совета - к кому обратиться. И пришлось под это срочно собирать в разных городах команду психотерапевтов, на которых можно положиться, и к ним отправлять нуждающихся. Охват получился пока очень маленький - это Москва и Екатеринбург. СП. Бесплатно вы это делаете? ДС. Абсолютно бесплатно! Это делается абсолютно бесплатно в плане диагностики. Понятно, что психотерапевты, которые работают с ними потом, берут известные деньги. Поскольку результаты тестирований представляют для нас исследовательский интерес, мы проводим его бесплатно. Здесь у кого-то может возникнуть вопрос. Ведь между тем, здесь есть повод для платных услуг, а именно - мы выдаем стандартную, пошкальную интерпретацию. Понятно, что собрав результаты данных разных тестов, психолог может их интерпретировать и получится качественно другой результат. Но понятно, что это не автоматическая операция, здесь требуется усилие и время. Очевидно присутствует заказ на подобную работу. Вообще, если есть интерес к этому, попрактиковаться в этом, попробовать найти... СП. И последний мой вопрос: вот Вы даёте интерпретацию насколько она расширена, насколько это психологический портрет или просто количество баллов. ДС. Смотрите, чтобы здесь не наступить ни на какие неприятности, нигде, никогда нами не упоминается названия шкал, которые использовались тесте. Интерпретация дается единым текстом. В нем не написано, что, например, по шкале, самооценки получилось, к примеру, три балла. Такой информации нет нигде. Идёт текст, в котором написано, что вы довольно гибкий человек в общении. СП. А, то есть вы берёте MAS, измеряете тревожность. Вот у него, например, высокая тревожность, вы говорите ему: вы человек замечательный, но у вас есть трудности, связанные с тревожностью. ДС. Да. Более того, иногда мы подправляем интерпретации, потому что у нас накапливаются сведения о связи между какими-то шкалами. Если бы у него получилась высокая тревожность, то мы ещё кроме тревожности можем ещё сообщить... СП. О низкой уверенности в себе?! ДС. Например. Закончили с этим вопросом, да?! Пойдём дальше?! Круглый стол "Психология и Интернет"
|
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
psychology.ru © 2000 |