|
||
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
Развитие личности в сети ИнтернетДС. Перед тем, как мы перейдем к обсуждению практических вещей, осталась одна тема, наверное, довольно дискуссионная. Я не вижу пока никаких реальных работ на эту тему. Но если мы поговорили о сетевом общении, о виртуальной личности, об интернет-зависимости, то было бы несправедливым не поговорить о формировании личности в сети Интернет. Как мне кажется, если человек, пользователь сети замечен неким сообществом, попал в гущу общения, он оказывается в очень концентрированной среде, которая содержит в себе все возможности для личностного роста. Поводов для внутренних конфликтов довольно много. Это и столкновение представлений, это и этические вопросы, это и осознание границ своей осведомленности, и, как кажется, связанные с этим разочарования, восхищения какими-то другими высказываниями, мнениями. Всё это должно способствовать развитию личности. И здесь хочется вспомнить любимый моими нелюбимыми психологами образ: "Для развития личности крайне важно столкновение с чем-то, что больше тебя самого". Сейчас для многих молодых людей Интернет становиться той самой сущностью, которая больше. Кстати, есть неожиданный вопрос, на который вчера на конференции ответа найти не смогли. Может быть, сегодня мы сможем его прояснить. Профессор биологического факультета МГУ Феликс Федорович Литвинов, человек широкой эрудиции, он знает о моих работах, спросил меня - не замечены ли признаки религиозного почитания сети, её обожествления. Я не нашелся, что ответить, но понял, что человек задал не праздный на самом деле вопрос. Первое впечатление, которое оставляет такой вопрос - человек посмотрел фильм "Матрица", или что-то на эту тему. Но я сомневаюсь, что именно в этом случае за этим вопросом стоят образы популярной культуры. Пример из жизни. Одна девушка, получив приглашение в психодиагностическую лабораторию, жутко меня напугала: "Когда я получила Ваше приглашение, я почувствовала влияние свыше". Не хватало только психоза, связанного с нашим ресурсом! Мои опасения усилила коллега, которая была в этот момент в ICQ. Я спросил ее, что делать в такой ситуации (она работает в психиатрической больнице). Её ответ не оставлял мне никаких надежд - срочно нужно посоветовать ей обратиться к психиатру. Нужно сказать, что она переживает острое и очень опасное состояние и т.д. "Ни минуты нельзя медлить!" - закончила она. Я все передал, как меня научила подруга, но под конец добавил от себя: "Что Вы имеете в виду под влиянием свыше?" И оказалось, что всё довольно безобидно, никакой психиатрии там нет. В чем же оказалось дело? Девушка была зарегистрирована в ICQ, и узнать её имя и отчество было не трудно, поскольку вся эта информация открыта на сервере ICQ. Робот (программа, которую я написал) обратилась к ней по имени-отчеству. Именно этот факт, что кто-то незнакомый знает её имя, вызвал чувство, что за ней следят. Следит не отдельный человек, а целая организация, которая выбрала именно её для каких-то опытов. Возникла идея заговора. Эта тема - "развитие личности" - своей оборотной стороной имеет "развитие патологии личности". Я хочу предложить её для обсуждения. РП. Мы имеем дело не с явлением "О, Великий Интернет!", а скорее с присутствием религиозных людей в Интернете. Религиозных ресурсов в сети очень много. И никто не может гарантировать, что не появится ресурс, который будет исповедовать Интернет как религию. Для этого достаточно появление харизматической личности, которая скажет: "Я знаю как жить дальше!" ДС. С учетом того, что мы говорили только что об агентах влияния, такая личность может возникнуть постепенно, собрав сообщество вокруг какой-то безобидной идеи, а потом постененно, патологизируясь, превратить сообщество в секту. Понятно, что при смене представлений лидера сообщество начнет распадаться. Но некий костяк фанатиков обязательно сохранится. РП. Приходится рассматривать Интернет как некое волшебное средство усиления влияния палочку. Представленных религиозных людей в сети очень высокая. Здесь есть верования на любой вкус. Я не очень понимаю, откуда берется страх, перед появлением еще и такой организации. ДС. Нет, это не страх. Вопрос был задан не со страха. Вопрос: "Есть или нет?". Его как исследователя этот вопрос интересовал. РП. Я такого пока не встречал. Но не исключено, что это может появиться. ДС. Говоря о сети, Ростислав мог бы, наверное, высказать какие-то свои наблюдения по поводу сектанства в сети. Конечно же, Интернет используется некоторыми людьми, некоторыми организациями, как "пылесос" по закачиванию приверженцев. Некоторые люди выходят в сеть с проблемой, если мы вспомним про Интернет-аддикцию, про бытовую неустроенность, чтобы отвлечься от проблем. Понятно, что такие люди находятся в зоне риска, их довольно несложно найти и начать обрабатывать. РП. Здесь речь идет о явлении разнородном. С одной стороны, коммерческое использование сети. В этом случае религиозная организация - это обычная пирамида, это собственно то, что называется сектами. Если секту рассматривать как социальный организм, у которого есть определенные функции, то первое - это экономический интерес, корпоративные организации работают, исходя из него. Те, кто оказываются внизу пирамиды, они этого не понимают. Инструментом получения прибыли становится идеология. Вторая линия, это то, что за счет сети можно довольно успешно нарастить число приверженцев. И в том числе успешно в экономическом плане, т.к. в четь выходят люди, имеющие компьютеры, а это значит определенного уровня достатка. Такому человеку не сложно выслать $5 на чей-то счёт, чтобы получить сообщение о том, что он поднялся на одну ступеньку по этой корпоративной иерархии. Отдельная тема, это проблема тех людей, которые могут стать объектами таких мошенничеств. И здесь всё зависит от уровня благополучия населения. Наше социальное и психологическое неблагополучие сказывается на всех уровнях. Наша страна в целом находится в зоне риска в этом смысле. Люди в один день оказались за чертой, и проблемы, которые у них возникают, не только материальные, но и, например, с собственной идентификацией. Размытое и тревожное будущее является одним из факторов, подталкивающих человека к выбору новых форм самореализации. В Европе процент людей, которые обращаются в секты один и тот же. Условия там стабильные, и процент таких людей стабилен. С ним уже ничего не могут поделать. Это аналогично проценту психических заболеваний. У нас проблема усугубляется тем, что советская культура породила тип зависимой личности. Это люди, которые склонны к тоталитарному подчинению. Поэтому активным сектам у нас разворачивать свою деятельность проще. Есть наблюдения по фонду Хаббарда. Они развиваются не только за счет централизованных ресурсов, но очень много людей, связанных в техникой, предоставляют им свои ресурсы в сети Интернет. То есть получается, что-то вроде огромной сети. Поэтому-то здесь нарастает такой накал. Наблюдения за Аум Сенрикё показывает, что есть группа, поддерживающая соответствующие веб-сайты, и получающая финансовое поощрение из центральных звеньев организации. Эти средства позволяют им привлекать технически грамотных специалистов, которые начинают работать над расширением этой сети. ДС. Как, по-твоему, психологи могли бы участвовать в разрешении этой проблемы? Какую роль ты видишь для них в этом процессе? РП. Проблема вообще трудно решаемая. Рациональные разъяснения и переубеждения практически бессмыслены. Это показывает практика психологического форума на psychology.ru Речь должна идти скорее о построении идеологии, широко мнения, которое препятствовало бы распространению сект. Но тогда этим должны заниматься не только психологи, но и государство, поскольку вопрос касается государственной безопасности и политики. ДС. Я здесь не торопился бы вспоминать государство, потому что мы всегда игнорируем в этом смысле общественный сектор. Государство Интернет не регулирует, и когда будет регулировать неизвестно. Любые упоминания о государственном регулировании Интернета встречаются интернет-общественностью крайне негативно. Потому что чиновники, скорее всего, испортят, чем внесут какое-то позитивное регулирование. Я думаю, что большую роль могут играть общественные организации, которые иногда даже не представлены каким-то юридическим лицом. Это всевозможные сетевые движения. Я надеялся, что возникшие, что две недавно возникшие Интернет-Академии этим могли бы заняться. МГ. Они не станут этим заниматься, так как инициатива их создания была сверху. У неё другие цели. Что же касается государства, то оно в принципе регулировать сеть не может. РП. Мне кажется, что здесь мы должны говорить не только о работе психологов в сети, но и вне Интернета. Так как проблемы сети - это многократно усиленные проблемы общества. Речь идет о квалифицированной психологической помощи. И здесь возникает совершенно иная тема - сертификационная система психологов. ДС. Если ты говоришь о квалификационной, сертификационной системе - это древняя тема сертификации и профессиональной аттестации психологов - можем ли мы сегодня говорить серьезно о создании такого сообщества в Интернете. РП. Я думаю, что для этого нужно набрать команду заинтересованных специалистов. Здесь можно работать. Методично и аргументировано вести диалог с теми, кто сомневается вступать или нет в секту. Плохо если им попадутся на пути "психотерапевты", которые не являются таковыми. Нужно реагировать на запрос о помощи. ДС. Мы немного отклонились, я последний вопрос задал про то, способен ли Интернет поддержать профессиональное психологическое сообщество. Такое сообщество, которое смогло бы создать и поддерживать квалификационные стандарты, начала бы реально действовать и была ощутима в обществе. РП. Если ты вопрос задаешь мне, то я понимаю его так: "Ты будешь в этом участвовать?" Да, буду. Работа эта колоссальная. Нужно набирать группу, которая будет её делать. ДС. Попробуем эту работу начать. Мы удалились от темы. Мы приблизились к переходу обсуждения прикладных работ, и переходим ко второй части, если нет никаких других вопрос или предложений. Круглый стол "Психология и Интернет"
|
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
psychology.ru © 2000 |