На главную страницу

Кто есть кто

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты
Абрахам Харольд Маслоу

Абрахам Харольд Маслоу

Родился: 1 апреля 1908, Нью-Йорк, США; скончался: 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния, США.

Интересы: абнормальная психология, мотивация, личность.

Образование: бакалавр, 1930, магистр, 1931, доктор философии, 1934, Висконсинский университет, Мэдисон.

Профессиональная деятельность: факультет психологии Колумбийского педагогического -колледжа, 1935-7, Бруклинского колледжа, 193 7-51, Университета Брэндеса, 1951-69; преподавательская стипендия Карнеги 1935-7; президент Массачусетской психологической ассоциации, 1960-2; президент Психологической ассоциации Новой Англии, 1962-3; президент АРА, 1967; награда "Гуманисту" Американской гуманитарной ассоциации, 1967; стипендия Фонда Лафлина, 1969-70; почетный доктор Университета Ксавьера, Цинциннати; основатель Eupsychian Management: A Journal.

Основные публикации

1937 Chapter on cross-cultural psychology. Ross Stagner (ed). In The Psychology of Personality.

1941 Principals of Abnormal Psychology. Harper and Row (with B. Mittelman). (Rev..edn, 1951.)

1942 The Social Personality Inventory: A Test for Self Esteem in Women. Consulting Psychologists Press.

1943 A theory of human motivation. Psychological review, 50,370-396.

1943 The dynamics of personality organization I and II. Psychological Review, 50,541-558.

1951 Volunteer-error in the Kinsey study, co-authored with J. Sakoda. Journal of Abnormal and Social Psychology, 47,259-262.

1954 Motivation and Personality. Harper and Row. (Rev. edn, 1970)

1959 New Knowledge in Human Values. Harper and Row.

1962 Toward a Psychology of Being. Van Nostrand. (2nd edn, 1968)

1964 Religion, Values and Peak Experiences (Lectures). Ohaio Stete University Press.

1965 Eupsychian Management: A Journal. Irwin.

1966 The Psychology of Science: A Reconnaissance. Harper and Row.

1971 The farther Research of Human Nature. Viking.

Рекомендуемая литература

Goble F. (1970) The Third Force: The Psychology of Abraham Maslow. Grossman.

Hoffman E. (1988) The Right to be Human: A Biography of Abraham Maslow. St. Marten's.

Lowry R. J. (ed) (1973) Dominance Self-Esteem and Self-Actualization: Germinal Papers of A. H. Maslow. Brooks/Cole. (ed.)

Курсовая работа на предпоследнем курсе в Нью-Йоркском Колледже и занятия в Корнелльском университете пробудили интерес Маслоу к психологии. В 1928 он перешел в Висконсинский университет на специализацию по психологии. Основное влияние на него оказали профессора, стоящие на позициях бихевиоризма: Кларк Халл, Норман Камерон, Вильям Шелдон и Гарри Харлоу. Он написал диссертацию под руководством Харлоу по доминированию и сексуальности у обезьян.

После двухлетней работы ассистентом у Э. Л. Торндайка в Колумбийском учительском колледже Маслоу становится преподавателем в Бруклинском колледже и остается в нем до 1951. Во время работы в Колумбийском и Бруклинском колледжах Маслоу познакомился с идеями многих ученых, работающих в Нью-Йорке, особенно из Колумбийского университета и Новой школы социальных исследований. Маслоу был лично знаком с Фроммом, Коффкой, Вертхаймером, Хорни, Салливаном, Бенедиктом, Линтоном, Мид, Хоркгеймером, Кардинером, Адлером, Гольдштейном и Ансбахером и находился под влиянием их идей. Во второй половине 30-х он провел антропологические исследования в резервации индейцев племени черноногих и написал главу по кросс-культурной психологии в книге Росса Стагнера The Psychology of Personality (1937).

В середине 40-х Маслоу познакомился с Альфредом Кинси, известным сексологом, которому была знакома его докторская диссертация в Висконсине. Кинси планировал провести исследование сексуального поведения студенток Бруклинского колледжа. Однако потенциальное сотрудничество не состоялось, после того как Маслоу подверг сомнению процедуру отбора испытуемых, применяемую Кинси. В своем сообщении в 1951 в соавторстве с Дж. Сакода Маслоу обосновал свои претензии к выборке Кинси, указывая на то, что она не является репрезентативной.

Основной вклад Маслоу в психологическую мысль был представлен в двух его статьях, появившихся в 1943 в Psychologocal Review и нашедших затем продолжение в его книге Motivation and Personality. Его теория сфокусирована на различении низших (недостаток) и высших (рост) потребностей. Она постулирует врожденную иерархию потребностей — физиологических, потребность в безопасности, потребности в принадлежности и любви, оценке, самоактуализации, с доминированием низших потребностей: в большинстве случаев сначала должны быть удовлетворены они, для того чтобы высшие потребности имели возможность заявить о себе. Удовлетворение потребностей является существенным для нормального развития. Сталкиваясь с выбором между удовлетворением низших и высших потребностей, люди обычно склонны к выбору в пользу низших. Удовлетворение низших потребностей является, конечно, необходимым для выживания и физического здоровья, но максимум физиологического здоровья и роста достигается только после попыток удовлетворения высших потребностей.

Многие основные теоретические посылки Маслоу касаются высших потребностей и противопоставлены низшим потребностям, например:

  1. они появляются позже в филогенетическом или эволюционном развитии;
  2. они появляются позже в онтогенетическом развитии;
  3. они менее важны для выживания, их удовлетворение может быть отложено на более поздний срок;
  4. если они не удовлетворяются, то существует вероятность их полного исчезновения;
  5. хотя они и являются субъективно менее срочными, их удовлетворение ведет к "более полному счастью, спокойствию и богатству внутренней жизни", а также "является желательным для гражданской и общественной жизни";
  6. их появление и удовлетворение влечет за собой большее количество дополнительных условий и требует более благоприятной внешней среды.

Маслоу придавал большое значение высшим потребностям. Он высказывал предположение, что самоактуализация влечет за собой возникновение других потребностей — потребность знать и понимать, возможно потребность в самотрансценденции, эстетическая потребность, — и старался описать тех людей, чья жизнь проходила в основном на уровне высших потребностей (например, Швейцер, Эйнштейн).

Маслоу пролил свет на отношения между потребностями и ценностями, описывая динамику изменения ценностей в зависимости от удовлетворенности (или неудовлетворенности) потребностей. Потребности, говорил он, оказывают влияние на ценности несколькими способами: мы склонны переоценивать важность тех вещей, которые могут удовлетворить наиболее значимые из наших неудовлетворенных потребностей; мы склонны недооценивать важность тех вещей, которые в состоянии удовлетворить наши менее важные потребности, а также недооценивать силу этих потребностей; мы склонны недооценивать и обесценивать важность тех вещей, которые уже послужили к удовлетворению наших потребностей, и недооценивать силу этих потребностей. Наши ценности, в свою очередь, имеют тенденцию к определению нашей когнитивной активности: внимания, восприятии, научения, запоминания, забывания и мышления.

Делая акцент на личностном росте и "становлении", на субъективном аспекте мотивов и ценностей, теория Маслоу представляет собой модель самореализующейся личности. В учебниках взгляды Маслоу представлены совместно с другими теориями, называемыми по-разному: психология третьей силы, феноменологическая психология, экзистенциальная, гуманистическая или организменная психология. Частично по этой причине, частично потому, что это просто и правдоподобно, а также потому, что людям кажется, что они это уже знают (большинство учебников по психологии посвящают сейчас несколько страниц взглядам Маслоу, так же как и учебники по коммуникации, образованию и управлению бизнесом), эти взгляды привлекают многих студентов.

Неопределенность отношений между мотивом и действием делают легким объектом для критики любую теорию человеческой мотивации. Теория Маслоу о врожденной иерархии системы мотивов особенно уязвима в этом отношении и получила свою долю нападок. Критика Вахба и Бридвела в обзоре (в апреле 1976 в выпуске Organizational Behaviour and Human Performance) весьма показательна, авторы обвиняют Маслоу в том, что его теория настолько неопределенна, что недоступна для проверки.

Другие психологи пришли к выводу, что его теория дает хорошую основу для исследования индивидуальных различий (например, исследование Вильямса и Пэйджа, описанное в июньском 1989 выпуске Journal of Research in Personality). На примере выборки университетских студентов оценочный опрос Вильямса и Пэйджа, основанный на теоретических положениях Маслоу, показал достоверные психометрические свойства при измерении четырех аспектов (благодарность, важность, ощутимость и значение для самоконцепции) потребностей в безопасности, принадлежности и уважении. Студенческая выборка не дает четких закономерностей индивидуальных различий в потребности самоактуализации. Эти выводы демонстрируют, во-первых, то, что потребности в безопасности, принадлежности и самооценке можно изучать на популяции университетской молодежи, в то время как физиологические потребности и потребность в самоактуализации — нет; и, во-вторых, то, что предполагаемое доминирование одних потребностей над другими не подтвердилось. Таким образом, хотя теория Маслоу не получила достаточного эмпирического подтверждения относительно приоритета одних потребностей перед другими, она может быть полезна в качестве описательной модели личности.

Без приведения цитат из Маслоу социо-аналитическая теория (представленная в статье, написанной Хоганом по результатам симпозиума в Небраске по проблемам мотивации, 1982) напоминает редуцированную версию иерархии Маслоу. Имея в достаточном количестве еду, кров и тому подобное, человеческое существо ищет предсказуемости (читай: безопасности) в мире. Далее, оно нуждается в том, чтобы быть принятым как член группы (потребность принадлежать), иметь статус в этой группе за счет личных достижений или репутации (два основных источника самооценки, по Маслоу). Социо-аналитическая теория предполагает, что принадлежность часто достигается просто согласием и конформностью (уметь "ладить, уживаться") и что для достижения статуса необходимо принятие другой формы самоактуализации (убеждение или запугивание, например, "преуспевание"), так же как и соревновательность в выполнении задач, значимых для группы. Из-за того, что качества, необходимые для успешной самопрезентации, могут быть до некоторой степени несовместимы с теми качествами, которые необходимы для преуспевания, бывает трудно удовлетворить обе потребности одновременно; и иногда человек преуспевает за счет того, что оставляет прежних друзей. Обогнав в чем-то своих коллег, например, можно вернуться и оказать им поддержку. Таким образом, социальная жизнь всегда несет с собой много проблем; даже многого достигшие в жизни люди, лидеры и те, кем мы восхищаемся, постоянно вынуждены искать баланс в удовлетворении своих потребностей принадлежности и самооценки.

Хотя Маслоу не знал об этой несовместимости — большая часть литературы по самоактуализации и социо-аналитическая теория появились уже после его смерти, — он хорошо сознавал, насколько трудно найти тех, кто реализует свою потребность в самоактуализации: его список, который он составил в 1970, состоит только из 9 ныне живых личностей и 9 исторических.

Р. Н. Вулф


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты