На главную страницу

Кто есть кто

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты
Александр Романович Лурия

Александр Романович Лурия

Родился: 1902, Казань, Россия; скончался: 1977, Москва, Россия.

Интересы: клиническая нейропсихология, клиническая психология, экспериментальная психология, психофизиология и сравнительная психология.

Образование: доктор педагогических наук (психология) Московского университета, 1936, доктор медицинских наук Московского университета, 1943.

Профессиональная деятельность: почетная степень доктора Лейстерского университета, 1968, Университета в Нижмегене, 1969, Люблинского университета, 1973, Брюссельского университета, 1975, Университета в Тампере, 1975; вице-президент Международного союза психологических наук, 1969-72; член редколлегий Вопросы психологии, Нейропсихология, Cortex, Cognition.

Основные публикации


1962 Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Издательство МГУ, Москва. 
1963-1970 Мозг человека и психические процессы: В 2 т. Издательство АПН РСФСР, Москва. 
1966 Лобные доли и регуляция психических процессов. Нейропсихол. исследования. Издательство МГУ, Москва. 
1970 Курс общей психологии "Психология памяти». Издательство МГУ, Москва.. 
1974 Нейропсихология памяти: В 2 т. Педагогика, Москва. 
1974 Об историческом развитии познавательных процессов. Наука, Москва. 
1975 Материалы к курсу лекций по общей психологии: В 4 вып. Издательство МГУ, Москва. 
1975 Основные проблемы нейролингвистики. Издательство МГУ, Москва. 
1979 Язык и сознание. Издательство МГУ, Москва. 
1982 Этапы пройденного пути: Научная автобиография. Издательство МГУ, Москва. 
1994 Маленькая книжка о большой памяти. Эйдос, Москва.

Рекомендуемая литература


Cole M. and Cole S. (eds) (1979) The Making of Mind. Harvard University Press. (1982) A. P. Лурия и современная психология. 
Издательство МГУ, Москва. Лурия Е. А. (1994) Мой отец А. Р. Лурия. Гнозис, Москва.

Александр Романович Лурия родился в Казани в еврейской семье. Поступил в Казанский университет в 1918, где изучал социальные науки. После окончания университета в 1921 отец принудил его поступить на медицинский факультет, но собственным желанием Лурия было стать психологом. Он пошел на компромисс, изучая обе науки одновременно — в то время было возможно поступление на два факультета. Он начал обучаться медицине, а психологическую подготовку получал в Педагогическом институте и Казанской психиатрической больнице. Двумя годами позже он прервал свои медицинские занятия для того, чтобы занять должность ассистента в лаборатории научной организации труда Казанского института, где приступил к изучению воздействия тяжелой физической работы на психическую активность. Это привело его затем в Москву, где в 1923 он получил место младшего научного сотрудника в Московском институте психологии, работая под руководством Н. К. Корнилова. Здесь он продолжал исследовательскую программу, посвященную изучению воздействия эмоционального стресса на моторные реакции человека. Эта работа имела нечто общее с исследованиями И. П. Павловым экспериментальных неврозов у собак, хотя Лурия никогда не придерживался Павловских взглядов на возможность удовлетворительного объяснения всей сложности человеческого поведения в терминах условных рефлексов.

В 1924 Лурия познакомился с Л. С. Выготским, чей интерес к изучению воздействия нервных заболеваний на функционирование интеллекта, возможно, повлиял на возвращение Лурия к медицине и обращение к нейропсихологии. Совместная работа с Выготским над изучением эволюции психологических процессов привела к написанию ими книги Этюды по истории поведения (1930). После сдачи экзаменов в 1937 он познакомился с Н. Н. Бурденко, главой Института нейропсихологии (Москва), и поступил в интернатуру. В своей автобиографии он описывает последовавшие затем два года как "наиболее продуктивные в моей жизни. У меня не было персонала и научных обязанностей, кроме рутинной медицинской работы... Я начал разрабатывать свой собственный подход в нейропсихологии локальных мозговых поражений". В 1939 он перешел в клинику неврологии Института экспериментальной медицины (Москва), где возглавил лабораторию экспериментальной психологии.

Когда в 1941 разразилась война, Лурия стал военным врачом и занимался реабилитацией больных с черепно-мозговыми травмами. Затем он перебрался в Институт нейрохирургии в Москве, где продолжал трудиться до 1950. В 1950 он был уволен, очевидно, по идеологическим причинам, поскольку проявлял недостаточно энтузиазма по отношению к идеям Павлова, и был вынужден перенести свою деятельность в Институт дефектологии, много лет назад основанный Выготским. Позже он был восстановлен в своей должности в Москве, где и продолжал работать до самой смерти.

В период своего обучения и после окончания университета Лурия был горячим приверженцем психоанализа и находился под воздействием идей Фрейда, Адлера и Юнга. Он основал психоаналитический кружок в Казани, о деятельности которого известил Фрейда. Позже он отошел от психоанализа и отдал предпочтение более точным экспериментальным методам. Лурия первым занялся серьезным научным изучением конфликтов. Опираясь на свой ранний интерес к психоанализу, он пользовался методом словесных ассоциаций Юнга, предлагая испытуемым отвечать ассоциацией на то или иное слово (например, дом — комната) и включая в эксперимент "невозможные" стимулы (например, луна — ?). По изменению времени реакции делалось заключение о степени психического конфликта. Более детально им была разработана методика Лурии, в которой одновременно измерялись произвольные и непроизвольные моторные реакции испытуемых, а также вербальные реакции. Он различал три типа конфликтов, возникающих от: 1) прерывания распространяющегося возбуждения, 2) недостатка готовности к ответной реакции, 3) подавления активности центральных процессов.

Новые методы восстановления функций мозга были развиты Лурией преимущественно во время его работы военным врачом и базировались на понимании им мозга скорее как комплексной функциональной системы, чем как единой сущности. Его позиция суммирована в трех "базовых законах" функционирования высших корковых функций: иерархической структуре кортикальных зон, их уменьшающейся специфичности и прогрессивной латерализации. Лурия также сделал значительный вклад в развитие и уточнение клинических тестов для определения поражений мозга, данные этих тестов коррелировали с данными хирургических и пато-логоанатомических отчетов.

Сила подхода Лурии определяется тремя главными характеристиками: 1) он основан на четко сформулированной теории церебральной организации, хотя необходимо заметить, что некоторые эмпирические данные частично противоречат его теоретической модели; 2) Лурия обращает внимание преимущественно на качественный аспект функционирования, его интересует, каким образом выполнено действие, а не только достигнутые результаты; 3) гибкость диагностики нарушений, точное и тщательное описание проблем пациента. Конечно, эффективность любой системы в большой степени зависит от врачебной проницательности каждого ней-ропсихолога. Такой одаренный клиницист, как Лурия, мог использовать свой метод с большой эффективностью, что, впрочем, не гарантирует эффективности его использования другими специалистами. Возможно, вследствие этого психометрические характеристики его "клинико-аналитического" подхода часто воспринимаются с подозрением и плохо известны за пределами Европы. Хотя Лурия интенсивно публиковался на протяжении 45 лет, многие из этих публикаций в России не доступны.


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты