|
||
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
Александр Романович ЛурияРодился: 1902, Казань, Россия; скончался: 1977, Москва, Россия. Интересы: клиническая нейропсихология, клиническая психология, экспериментальная психология, психофизиология и сравнительная психология. Образование: доктор педагогических наук (психология) Московского университета, 1936, доктор медицинских наук Московского университета, 1943. Профессиональная деятельность: почетная степень доктора Лейстерского университета, 1968, Университета в Нижмегене, 1969, Люблинского университета, 1973, Брюссельского университета, 1975, Университета в Тампере, 1975; вице-президент Международного союза психологических наук, 1969-72; член редколлегий Вопросы психологии, Нейропсихология, Cortex, Cognition. Основные публикации
Рекомендуемая литература
Александр Романович Лурия родился в Казани в еврейской семье. Поступил в Казанский университет в 1918, где изучал социальные науки. После окончания университета в 1921 отец принудил его поступить на медицинский факультет, но собственным желанием Лурия было стать психологом. Он пошел на компромисс, изучая обе науки одновременно — в то время было возможно поступление на два факультета. Он начал обучаться медицине, а психологическую подготовку получал в Педагогическом институте и Казанской психиатрической больнице. Двумя годами позже он прервал свои медицинские занятия для того, чтобы занять должность ассистента в лаборатории научной организации труда Казанского института, где приступил к изучению воздействия тяжелой физической работы на психическую активность. Это привело его затем в Москву, где в 1923 он получил место младшего научного сотрудника в Московском институте психологии, работая под руководством Н. К. Корнилова. Здесь он продолжал исследовательскую программу, посвященную изучению воздействия эмоционального стресса на моторные реакции человека. Эта работа имела нечто общее с исследованиями И. П. Павловым экспериментальных неврозов у собак, хотя Лурия никогда не придерживался Павловских взглядов на возможность удовлетворительного объяснения всей сложности человеческого поведения в терминах условных рефлексов. В 1924 Лурия познакомился с Л. С. Выготским, чей интерес к изучению воздействия нервных заболеваний на функционирование интеллекта, возможно, повлиял на возвращение Лурия к медицине и обращение к нейропсихологии. Совместная работа с Выготским над изучением эволюции психологических процессов привела к написанию ими книги Этюды по истории поведения (1930). После сдачи экзаменов в 1937 он познакомился с Н. Н. Бурденко, главой Института нейропсихологии (Москва), и поступил в интернатуру. В своей автобиографии он описывает последовавшие затем два года как "наиболее продуктивные в моей жизни. У меня не было персонала и научных обязанностей, кроме рутинной медицинской работы... Я начал разрабатывать свой собственный подход в нейропсихологии локальных мозговых поражений". В 1939 он перешел в клинику неврологии Института экспериментальной медицины (Москва), где возглавил лабораторию экспериментальной психологии. Когда в 1941 разразилась война, Лурия стал военным врачом и занимался реабилитацией больных с черепно-мозговыми травмами. Затем он перебрался в Институт нейрохирургии в Москве, где продолжал трудиться до 1950. В 1950 он был уволен, очевидно, по идеологическим причинам, поскольку проявлял недостаточно энтузиазма по отношению к идеям Павлова, и был вынужден перенести свою деятельность в Институт дефектологии, много лет назад основанный Выготским. Позже он был восстановлен в своей должности в Москве, где и продолжал работать до самой смерти. В период своего обучения и после окончания университета Лурия был горячим приверженцем психоанализа и находился под воздействием идей Фрейда, Адлера и Юнга. Он основал психоаналитический кружок в Казани, о деятельности которого известил Фрейда. Позже он отошел от психоанализа и отдал предпочтение более точным экспериментальным методам. Лурия первым занялся серьезным научным изучением конфликтов. Опираясь на свой ранний интерес к психоанализу, он пользовался методом словесных ассоциаций Юнга, предлагая испытуемым отвечать ассоциацией на то или иное слово (например, дом — комната) и включая в эксперимент "невозможные" стимулы (например, луна — ?). По изменению времени реакции делалось заключение о степени психического конфликта. Более детально им была разработана методика Лурии, в которой одновременно измерялись произвольные и непроизвольные моторные реакции испытуемых, а также вербальные реакции. Он различал три типа конфликтов, возникающих от: 1) прерывания распространяющегося возбуждения, 2) недостатка готовности к ответной реакции, 3) подавления активности центральных процессов. Новые методы восстановления функций мозга были развиты Лурией преимущественно во время его работы военным врачом и базировались на понимании им мозга скорее как комплексной функциональной системы, чем как единой сущности. Его позиция суммирована в трех "базовых законах" функционирования высших корковых функций: иерархической структуре кортикальных зон, их уменьшающейся специфичности и прогрессивной латерализации. Лурия также сделал значительный вклад в развитие и уточнение клинических тестов для определения поражений мозга, данные этих тестов коррелировали с данными хирургических и пато-логоанатомических отчетов. Сила подхода Лурии определяется тремя главными характеристиками: 1) он основан на четко сформулированной теории церебральной организации, хотя необходимо заметить, что некоторые эмпирические данные частично противоречат его теоретической модели; 2) Лурия обращает внимание преимущественно на качественный аспект функционирования, его интересует, каким образом выполнено действие, а не только достигнутые результаты; 3) гибкость диагностики нарушений, точное и тщательное описание проблем пациента. Конечно, эффективность любой системы в большой степени зависит от врачебной проницательности каждого ней-ропсихолога. Такой одаренный клиницист, как Лурия, мог использовать свой метод с большой эффективностью, что, впрочем, не гарантирует эффективности его использования другими специалистами. Возможно, вследствие этого психометрические характеристики его "клинико-аналитического" подхода часто воспринимаются с подозрением и плохо известны за пределами Европы. Хотя Лурия интенсивно публиковался на протяжении 45 лет, многие из этих публикаций в России не доступны. |
новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты |
psychology.ru © 2000 |