На главную страницу

Кто есть кто

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты

Кларк Леонард Халл

Родился: 24 мая 1884, вблизи Акрона, штат Нью-Йорк, США; скончался: 10 мая 1952, Нью-Хэвен, Коннектикут, США.

Интересы: клиническая психология, экспериментальная психология, психология личности и социальная психология, философия психологии и теоретическая психология, психофизиология и сравнительная психология.

Образование: бакалавр, Мичиганский университет, 1913; доктор философии, Висконсинский университет, 1918.

Профессиональная деятельность: старший преподаватель, 1920-2; доцент, 1922-5, профессор, 1925-9, Висконсинский университет; профессор психологии Института человеческих отношений Йельского университета, 1929-47; президент АРА, 1936; Стерлинговский профессор психологии, Йельский университет, 1947-52; член AAAS.

Основные публикации

1920 Quantitative aspects of the evolution of concepts: An experimental study. Psychological Monographs, 28, No. 123.

1924 The influence of tobacco smoking on mental and motor efficiency. Psychological Monographs, 33, No. 150.

1928 Aptitude Testing. World Book Co.

1929 A functional interpretation of the conditioned reflex. Psychological Review, 26, 498-511.

1929 A mechanical parallel to the conditioned reflex. Science, 70, 14-15.

1930 Knowledge and purpose as habit mechanisms. Psychological Review, 37, 511—525.

1931 Goal attraction and directing ideas conceived as habit phenomena. Psychological Review, 38,487-506.

1933 Hypnosis and Suggestibility. Appleton-Century-Crofts.

1935 The conflicting psychologies of learning — a way out. Psychological Review, 42, 491—516.

1937 Mind, mechanism, and adaptive behavior. Psychological Review, 44, 1-32.

1940 Mathematico-Deductive Theory of Rote Learning. Yale university Press (with C. I.Hovland, R. T. Ross, M. Hall, D. T. Perkins and F. B. Fitch).

1943 Principles of Behavior. Appleton-Century.

1951 Essentials of Behavior. Yale University press.

1952 A Behavior System. Yale University Press.

Рекомендуемая литература

Koch S. (1954) Clark L. Hull. In W. K. Estes et al.(eds). Modern Learning Theory. Appleton-Century-Crofts.

Smith L. D. (1986) Behaviorism and Logical Positivism: A Reassessment of the Alliance. Stanford University Press.

Кларк Халл родился в сельской общине штата Нью-Йорк, и его начальное образование было нерегулярным, однако в 17 лет он уже стал учителем в школе своего поселка. Позднее он закончил школу, а затем Академию в Альма-Колледже, где он открыл для себя геометрию и впервые удивился способности мышления самостоятельно устанавливать новые связи. Он получил профессию горного инженера, но, едва приступив к новой работе, заболел полиомелитом и навсегда остался хромым. Ему пришлось выбирать менее подвижную профессию. Прочитав Основы психологии Вильяма Джеймса, он решил стать психологом. Проработав два года учителем в своей старой школе, он поступил в Мичиганский университет, чтобы завершить высшее образование. Там он впервые заинтересовался проблемами научения и мышления. Он прослушал курс логики и создал логический аппарат, способный выявлять ошибки в традиционных силлогизмах. Окончив университет и проработав учителем еще один год, он стал ассистентом-преподавателем в Висконсинском университете, где занимался докторской диссертацией на тему о формировании концепций. После этого он получил задание исследовать влияние табакокурения на эффективность трудовой деятельности. Он также читал лекционный курс по тестированию способностей и изобрел механизм рассчета корреляций в используемых тестах. Он прослушал курс психологии для студентов-медиков, который как одну из тем включал гипноз, и это подтолкнуло его к исследованиям, результаты которых были опубликованы в его книге Hypnosis and Suggestebility.

Его интересовали и более широкие теоретические проблемы. В бихевиоризме ему нравилось отрицание интроспекции и использование объективных экспериментальных данных, но отталкивал философский экстремизм этого течения. В позднейших теоретических работах он допускал в принципе использование таких терминов, как "сознание", при условии, что будет показана их необходимость в системе изложения. В Висконсине он обсуждал гештальтпсихологию с Джозефом Генгерелли, в то время аспирантом, и сумел пригласить для чтения лекций в течение года Курта Коффку. Халл ознакомился с Условными рефлексами Павлова, когда в 1927 появился перевод этой книги, и создал модель воспроизведения условных рефлексов. Она, по-видимому, была первой из множества созданных аналогичных моделей научения, еще до того времени, когда в экспериментальной психологии стали предпочитать компьютерное моделирование.

В 1929 сорокапятилетний Халл представлял собой энергичного и многостороннего психолога-экспериментатора, человека, который способен взяться за любую проблему и сделать из нее книгу. Его пригласили в Йель на должность психолога. Теперь он впервые смог следовать своим интересам без помех в виде учебных комиссий, и он стал интеллектуальным лидером междисциплинарного Института человеческих взаимоотношений. Его еженедельные семинары по теории бихевиоризма стали легендой и собирали до 70 человек единовременно. Их посещали различные психологи, психоаналитики, антропологи, философы, его собственные студенты, в том числе Кеннет Спенс и Нейл Миллер, и бородатый пророк нейронных сетей и современнейшего копнекционизма, Уоррен Мак-Куллох.

Халл начал разработку сложных моделей "стимул—реакция", но теперь больше на бумаге, чем в виде настоящих механизмов. Они описывали цепь ответных реакций, способных существовать независимо от первичных стимулов. Так ему удалось механистически объяснить такие аспекты поведения и научения, как целенаправленное поведение и сила влечения, привлекательность целевого объекта, которые Толмен объявлял доказательством телеологичности поведения. Знакомство с психоаналитиками привело к включению понятий тревоги, влечения и редукции влечения в бихевиористские теории Халла и многих его учеников. Сперва он использовал принципы научения, напоминающие Павловские, но после знакомства в 1935 с книгой Торндайка Fundamentals of Learning стал полагаться на "закон эффекта" и редукцию влечений как необходимые условия усиления связи "стимул—реакция".

В 1930 Халл прочитал Ньютоновские Principia... и с энтузиазмом принялся приводить свою психологию к гипотетико-дедуктивной форме, излюбленной физиками, чьи теории прожили достаточно долго и уже доказали свою научность, что позволяло использовать их даже для фальсификаций. Он привлек к своему проекту математиков и логиков и пытался разработать теорию, которая будет опираться не только на поведение крыс в лабиринтах, но и охватит поведение всех животных и человека. Самое полное и уверенное изложение этой теории было опубликовано в книге Principles of Behavior в 1943. Он продолжал развивать эту теорию вплоть до своей смерти в 1952, и хотя его труды по-прежнему отличались вольным использованием символов и точных количественных оценок, содержание их стало более скромным, а высказывания — более осторожными.

С 1935 до 50-х в психологии доминировали теории научения, а Халл был главным авторитетом в этой области. Анализ индексов цитирования того времени триумфально доказывает это, но грандиозные надежды на создание всесторонней теории поведения все равно не оправдались. Современники и соперники Халла — Толмен и Скиннер — живее в памяти студентов, чем он. Но многое из того, что было им начато, продолжили и развили другие ученые. Теории влечения повлекли за собой эксперименты, которые превратились в психологическое исследование мотивации, где пионером был ученик Халла — Миллер. Теории мышления, базирующиеся на компьютерных моделях, победили теории "стимул—реакция" конца 50-х. Но здесь явно видна преемственность. Халл первым использовал механистические теории в психологии, и, даже пытаясь подражать Ньютону, утверждал, что машина может делать то же самое, что и человек, и что "машины будущего смогут выполнять работу эффективнее, чем кто-либо из людей". Математические теории научения 50-60-х частично основывались на теории Халла, а его "машины будущего" появились 60 лет спустя. Современный коннекционизм или теория параллельной обработки данных — наиболее заметные формы механистического теоретизирования, толчок которому когда-то дал Халл.

Артур Стилл


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты