На главную страницу

Кто есть кто

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты
Джеймс Маккин Кеттелл

Джеймс Маккин Кеттелл

Родился: 25 мая 1860, Истон, Пенсильвания, США; скончался: 20 января 1944, Ланкастер, Пенсильвания, США.

Образование: бакалавр, Лафайеттский колледж, 1880; доктор философии, Лейпцигский университет, 1886.

Профессиональная деятельность: заведующий кафедрой психологии (первый в мире), профессор Пенсильванского университета, 1887-91; Колумбийский университет, 1981; президент АРА, 1895; редактор Psychological Review,1894-1903, Popular Science Monthly, 1900-15; Science, 1904-44; American Naturalist, 1907-44; School and Society, 1915-39; Scientific Monthly, 1915-43; основатель и президент Психологической корпорации, 1917; президент 9-го Международного конгресса по психологии, 1929.

Основные публикации

1885 Uber die Zeit der Erkennung und Benenmmg von Schriftzeichen Bildem und Farben. Philosophical Studies, 1, 635-650. (abridged. Mind (1886), 11, 635-650).

1885 Uber die Tragheit der Netzhaut und des Sehcentrums. Philosophical Studies, 3, 94-127. (also Brain, 8,295-312).

1886 Psychometrische Untersuchungen. Philosophical Studies, 3, 305-335, 452-492; (1887), 4,241-250. (Also Mind (1886), 11, 220-242, 377-392, 524-538; (1887), 12,68-74.)

1890 Mental tests and measurements. Mind, 15, 373-381.

1893 On errors of observation. American Journal of Psychology, 5,285-293.

1894 On reaction-times and the velocity of the nervous impulse. Psychological Review, 1, 159-168.

1895 Measurements of the accuracy of recollection. Science, 2, 761-766.

1896 Physical and mental measurements of the students of Columbia University. Psychological Review, 3, 618-648.

1902 The time of perception as a measure of differences in intensity. Philos. Stud., 19, 63-68.

1906 American Men of Science. Science Press. (6 edn, 1938.)

1906 A statistical study of American men of science. Science, 32, 633-648, 672-688.

Рекомендуемая литература

Wells F. L. (1944) James McKeen Cattell. American Journal of Psychology, 57,270-275.

Woodworth R. S. (1944) James McKeen Cattell. Psychological Review. 51, 201-209.

В молодости Кеттелл интересовался литературой, он закончил колледж, где его отец был ректором (1863-83). Он поехал в Европу изучать философию, и там на него оказали большое влияние Вундт (в Лейпциге) и Лотзе (в Геттингене). Статья о Лотзе (совместно с Дьюи и Джестроу) принесла ему стипендию по философии в университете Джона Хопкинса (1882-3). В это время Ч. С. Пирс проводил эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую лабораторию. Кеттелл завершил несколько работ по синхронности различных психологических процессов и вернулся к работе с Вундтом (1883-6) в качестве его ассистента. Хотя исследования Кеттелла, касающиеся времени реагирования, соответствовали намеченной программе работ, его теоретические взгляды отличались от убеждений Вундта. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, тогда как Кеттелл обнаружил, что необходимый субъективный контроль осуществить трудно, и усомнился в способности других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями. В основе его подхода лежало убеждение в том, что психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой величине (как утверждает закон Вебера).

Покинув Лейпциг, Кеттелл встретился с Фрэнсисом Гальтоном, и результатом этой встречи явилась серия работ по исследованию индивидуальных различий. В свою очередь, это породило интерес к психологическим тестам (Кеттелл впервые ввел это выражение в своей статье в Mind, в 1890), хотя увлечение "антропометрическими тестами" было лишь частью интереса к методикам и теории, выдвинутым Бине. Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкнуло Кеттелла на метод ранжирования, который широко использовался в психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника Directory of American Men of Science.

Имя Кеттелла не отождествляется с какой-либо определенной школой или теорией в психологии. Он не был плодовитым писателем, однако именно он внедрил, в рамках функционалистского подхода, количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой науки. Наряду с Титченером, Болдуином, Мюнстербергом и другими, Кеттелла считают выдающейся фигурой "второго поколения" американских психологов.


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты