На главную страницу

Кто есть кто

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты
Кенет Вортенби Спенс

Кенет Вортенби Спенс

Родился: 6 мая 1907, Чикаго, США; скончался: 12 января 1967, Остин, Техас, США.

Интересы: экспериментальная психология, психофизиология, сравнительная психология.

Образование: бакалавр, Университет Макгилла, 1929; магистр, Университет Макгилла, 1930;доктор, Йельский университет, 1933.

Профессиональная деятельность: "Золотая медаль Уэлса" в области психических наук Университета Макгилла, 1929; медаль генерал-губернатора "За исследовательскую деятельность" Университета Макгилла,1930;декан факультета психологии Айовского университета, 1942-64; медаль Говарда Уоррена Кросби Общества экспериментальных психологов, 1953; член Национальной академии наук, 1954; награда "За выдающийся научный вклад" АРА, 1956; Journal of Experimental Psychology, The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory.

Основные публикации

1936 The nature of discrimination learning in animals. Psychological Review, 43, 427-449.

1937 The different response in animal to stimuli varying in a single dimension. Psychological Review, 44, 430-444.

1938 Gradual versus sudden solution of discrimination problems in chimpanzee. Journal of Comparative Psychology, 25,213-224.

1942 Theoretical interpretations of learning. In Moss (ed.) Comparative Psychology (rev. edn). Prentice Hall.

1944 The nature of theory construction in contemporary psychology. Psychological Review, 51, 47-68.

1948 The postulates and method of behaviorism. Psychological Review, 55, 67-69.

1951 Anxiety and strength of the UCS as determinants of the amount of eyelid conditioning. Journal of Experimental Psychology, 42,183-188 (with J. A. Taylor (Spence)).

1952 The nature of the response in discrimination learning. Psychological Review, 59, 89-93.

1956 Behavior Theory and Conditioning. Yale University Press.

1960 Behavior Theory and Learning. Prentice Hall.

1966 Cognitive factors in the extinction of the conditioned eyeblink in human subjects. Psychological Review, 73, 445-449.

1967 The Psychology of Learning and Motivation (2 vols.). Academic Press.

Рекомендуемая литература

Amsel A. (1995) Kenneth Wartenbee Spence. Biographical Memoir, National Academy of Sciences, vol. 66.

Kendler H. H. (1967) Kenneth Wartenbee Spence. Psychological Review, 74, 335-341.

Кеннет Спенс — это исполин среди теоретиков научения. Обычно для определения самой влиятельной в 1940-х-50-х необихевиористской теории научения называют именно его имя в соединении с Кларком Халлом. Вклад Спенса в эту теорию был открыто признан Халлом, но это также явствует из переписки, которую поддерживали между собой эти два ученых.

Названия, выбранные из библиографии Спенса и представленные здесь, имеют своей целью отразить основные грани его вклада в психологию. Его открытия распадаются на три основных категории: философия науки, теория научения и экспериментальная психология научения. (В разработке некоторых разделов философии науки принимал участие Густав Бергманн.) Один из вкладов Спенса заключается в прояснении роли операционизма и природы теоретического построения в психологии; он указал на трудности, существующие в формулировании психологических теорий. Он обнаружил, что, в отличие от физиков, психологи вынуждены создавать теории на уровне низкой доказуемости и что они не в состоянии подняться выше, имея в распоряжении только эмпирические средства. Вклад Спенса в теорию научения, если не считать его участия в создании системы Халла-Спенса, двоякий. Прежде всего, общепризнан его талант комментатора и истолкователя чужих систем и теорий. Ярким примером тому является написанная им глава в издании Мосса (1942) и еще одна, в Руководстве по экспериментальной психологии Стивенса. Говорят, Толмену принадлежат слова о том, что он никогда в полной мере не понимал собственную систему, пока не прочитал ее анализ у Спенса. С другой стороны, Спенс — автор оригинальной теории научения, известный своими ранними статьями о различающем научении — по поводу теории различения, анализа транспозиции и обнаружения логических структур в, казалось бы, внезапных решениях задач на различение.

Лучший итог его теоретический деятельности был подведен самим Спенсом в Силлимановской лекции в Йеле, которая была опубликована в виде книги под заглавием Behavioral Theory and Conditioning (1956). Его самые ранние экспериментальные открытия связаны с исследованиями шимпанзе в лаборатории Йеркса в Оранж-парке, Флорида, и опытами с прохождением лабиринтов. Последующие экспериментальные интересы Кеннета Спенса и его аспирантов были связаны с различающим научением и с изучением условного рефлекса мигания у людей. Его работа в этой сфере до сих пор остается непревзойденной, и результаты ее часто цитируются; в течение шести лет, с 1962 по 1967 (год его смерти), Кеннет Спенс был самым цитируемым психологом в обзорах 14 самых престижных журналов. И наконец, нельзя пропустить еще одну грань творчества Кеннета Спенса: в его лаборатории было защищено 77 докторских диссертаций, содержащих важные научные открытия.

К.В.С.Амсел


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты