На главную страницу

Кто есть кто

новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты
Вильям Мак-Даугалл

Вильям Мак-Даугалл

Родился: 22 июня 1871, Чаддертон, Ланкашир, Англия; скончался: 28 ноября 1938, Дэрхэм, Северная Каролина, США.

Интересы: клиническая психология, кросс-культурная психология, экспериментальная психология, общая психология, парапсихология, социальная психология и психология личности, психоанализ, гипноз, психофизиология и сравнительная психология, теоретическая психология и философия психологии.

Образование: бакалавр, магистр Университет королевы Виктории, 1890; бакалавр гуманитарных наук, Кембриджский университет, 1894; бакалавр медицинских наук, бакалавр химии, магистр гуманитарных наук, Кембриджский университет, 1897; магистр гуманитарных наук, Оксфордский университет.

Профессиональная деятельность: член Сент-Джонс-Колледжа Кембриджского университета, 1989-1903; врач Кембриджской антропологической экспедиции в Торрес Стрэйтс, 1899-90; премия Грейнджера, Кембридж, 1898; соучредитель BPS 1901; преподаватель экспериментальной психологии Лондонского университетского колледжа, 1901-7; преподаватель ментальной философии Оксфордского университета, 1903-20; член Лондонского Королевского Общества, 1912, Колледж Тела Христова, Оксфорд, 1912; вице-президент Секции психиатрии Королевского медицинского общества, 1914-8, президент, 1918-20; майор Королевских медицинских войск, 1915-9; почетный доктор наук Манчестерского университета королевы Виктории, 1919; президент Британского общества психических исследований, 1920-1; заведующий кафедрой психологии им. Вильяма Джеймса, Гарвардского университета, 1920-7; заведующий кафедрой психологи Университета Дюка, 1927-; почетный член Сент-Джонс-Колледжа, Кембридж, 1938.

Основные публикации

1901 On the seat of the psycho-physical processes. Brain, 24,577-630.

1901 New observation in support Thomas Young's theory of light- and colour-vision, I-III, Mind, 10,52-97, 210-245, 347-382.

1902-1906 The physiological factors of the attention process, I-IV. Mind, 11,316-51; 12, 289-302; 473-88; 15, 329-359.

1903 Hearing, smell, taste, cutaneous sensations, etc. In A. C. Haddon, (ed.). Reports of the Cambridge Anthropological Expedition to the Torres Straits. Pt. 2, Vol. 2. Cambridge University Press (with C. S. Myers).

1905 Physiological psychology. Dent.

1908 An Introduction to Social Psychology. Methuen.

1911 Body and Mind: A History and Defense of Animism. Methuen.

1912 Psychology: The Study of Behavior. Holt. 1912 The Pegan Tribes of Borneo. Macmillan (with C. Hose).

1920 The Group Mind. Cambridge University Press.

1923 An Outline of Psychology. Methuen.

1926 Outline of Abnormal Psychology. Scribner's.

1927 Physical research as university study. In C. Murchison (ed.), The Case For and Against Psychical Belief. Clark University Press.

1927 Janus, the Conquest of War: A Psychological Inquiry. Dutton.

1929 The Battle of Behaviorism. Norton (with J.B.Watson).

1929 Modern Materialism and Emergent Evaluation. Methuen.

1931 World Chaos: The Responsibility of Science. Kegan Paul.

1932 The Energies of Men: A Study of the Fundamentals of Dynamic Psychology. Methuen.

1934 The Frontiers of Psychology. Methuen. 1936 Psycho-Analysis and Social Psychology. Methuen.

Рекомендуемая литература

Boden M.A. (1972) Purposive Explanation in Psychology. Harvard University Press.

Burt C. (1955) The permanent contributions of McDougall to psychology. British Journal of Educational Psychology, 25, 10-22.

Hernshaw L.S. (1964) A Short History of British Psychology. 1840-1940. Methuen.

Heidbreder E. (1973) William McDougall and social psychology. In M. Henie, J. Jaynes and J. Sullivan, (eds). Historical Conceptions of Psychology. Springer-Verlag.

Spearman C. (1938) The life and work of William McDougall. Character and Personality, 7, 175-183.

Образовательная подготовка Вильяма Мак-Даугалла к психологической карьере была экстраординарной. Его формальное образование включало среднюю школу в Англии и Германии, а множество полученных университетских степеней, включая медицинскую, свидетельствовало о многочисленных научных интересах. Кроме того, он занимался нейрофизиологией вместе с Шеррингтоном в больнице Св. Фомы м атропологией вместе с А. Шэлдоном и У. Риверсом во время их совместной экспедиции в Новую Питии, экспериментальной психологией вместе с Г. Миллером в Геттингене в Германии. Он работал с Фрэнсисом Гальтоном над разработкой психологических тестов и повлиял на развитие факторного анализа, разрабатываемого Чарльзом Спирменом и Сирилом Бартом. Планы Мак-Даугалла на изучение психоанализа вместе с Карлом Юнгом были прерваны Первой мировой войной. Такие обширные знания позволили ему реализоваться в разных сферах психологии и сделали его весьма чувствительным к возможному применению в психологии достижений смежных дисциплин. Исследовательский путь Мак-Даугалла и темы его книг были удивительно разнообразны, он участвовал в проведении психофизических исследований и исследований мозга, способствовал развитию социально-психологической теории, написал несколько очень удачных учебников, вел клиническую практику, был автором критических комментариев к учению бихевиоризма, динамической психологии и гештальт-психологии, изучал психические феномены в связи с теорией Ламарка, а также написал множество книг по таким современным вопросам, как евгеника, мир между народами, религия и мораль в обществе.

По представлению Мак-Даугалла, сверхзадачей психологии является понимание человеческой природы во всей ее сложности, а наиболее мощным методом является эксперимент. Он утверждал, что психология не должна быть изолирована от других научных дисциплин и сводиться к одним ортодоксальным темам; отсюда его увлеченность общими проблемами психического, теорией Ламарка и неудовлетворенность разделением психологии на "школы". Решительное и смелое поведение Мак-Даугалла в психологии сформировалось, возможно, как следствие его борьбы за внедрение экспериментальной психологии в университете, а гипноза — в клинической практике в Англии в годы его молодости. Так же упорно он стремился к теоретическому синтезу научного знания. В своих ранних работах по психофизике и физиологии мозга он возродил Юнговскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточные ансамблей и кибернетических понятий. В своей книге Introductoin to Social Psychology он пытался связать различные сферы психологии с психологией индивидуальности позднее, в книге Group Mind психологию индивида с культурными или национальными психологическими структурами.

Главным достижением Мак-Даугалла являлась всеобъемлющая теория инстинктов, эмоций и воли, которую он назвал гормической психологией. Именно с этих позиций он критиковал бихевиоризм за его недостаток телеологии, а позже с воодушевлением принял появление в некоторых бихевиористических концепциях термина "влечение". Его медицинская практика во время Первой мировой войны, связанная с излечением шоковых состояний, продемонстрировала, что теория Фрейда была слишком сильно сфокусирована на сексуальных и коренящихся в раннем детстве причинах неврозов. Хотя идеи Мак-Даугалла часто вызывали споры, его книги широко читались в Европе и США и много сделали для популяризации психологии и введения курсов по психологии в университетах.

Мак-Даугалл считал, что он многим обязан идеям Уильяма Джеймса. Визит Джеймса в Оксфорд в 1908 был одним из самых драгоценных его воспоминаний. Действительно, их научные пути имели много сходного. Оба получили элитное среднее образование в Европе, оба изучали медицину, оба участвовали в экспедициях в тропики, оба обладали энциклопедическими знаниями в психологии и были сторонниками экспериментальных методов; кроме того, и тот и другой были блестящими писателями и занимали высокие академические посты. Но Уильям Джеймс до сих пор остается значительной фигурой и часто цитируется, в то время как имя Мак-Даугалла приводится в сносках как имя автора первых учебников по социальной психологии, что трудно признать справедливым. Сам Мак-Даугалл осознавал, что воздействие его научных идей не будет продолжительным, и объяснял это своим необщительным характером и общим интеллектуальным невежеством. Однако все большая его изоляция зависела, возможно, от его переезда в США в середине научной карьеры, где его британское происхождение и антибихевиористские убеждения никому не были симпатичны.

Ф. У. Рудмин


новости библиотека общение обучение тесты кто есть кто проекты