Жизнетворчество и формы движения смысловой системы личности

Сухоруков А. С.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Введение категории "жизнетворчество" в понятийный строй общей психологии призвано решать такие задачи:

1. Объединить в рамках одной категории и, таким образом, создать условия для соотнесения в рамках общего предмета исследований, так или иначе затрагивающих проблему развития личности. Необходимость такого объединения вызвана тем, что сейчас эта проблема оказалась распыленной по исследованиям развития деятельности (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь), развития мотивации (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас), развития активности (Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский), развития смысловой системы (Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев), развития сознания (В. П. Зинченко) и самосознания (И. С. Кон, В.В.Столин), развития рефлексивно-творческих процессов (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов);

2. Категориально обозначить переход от анализа творчества как особого качества определенных психических функций (творческое мышление и воображение), как особого качества определенных психологических процессов (творческое действие и деятельность), как особого качества совокупности личностных черт (творческая личность) к анализу творчества как формы развития личности (Я. А. Пономарев);

3. Обозначить особую форму развития личности, не сводящуюся ни к закономерностям онтогенеза, ни к закономерностям преодоления социальной дезадаптации (акцентуации, "аномальная личность"), ни к преодолению внешне детерминированных проблемно-конфликтных ситуаций. Эта форма обозначает динамику движения зрелой, адаптированной личности, ориентированной на свое творческое развитие и ставшей его субъектом. Она и является "жизнетворчеством" в узком смысле этого слова; ее критерием могут быть принципы "развитие ради развития" или "максимума развития".

Для решения данных задач необходимо спроецировать различные ипостаси и детерминанты развития личности на конкретно-психологическое содержание. Таковым содержанием, на наш взгляд, являются формы движения смысловой системы личности. Жизнетворчество, таким образом, необходимо конкретизировать как особую форму развития смысловой системы личности.

Можно выделить 4 исследованных в общей психологии формы движения смысловой системы личности: "задача на личностный смысл"; формы, детерминируемые "конфликтным смыслом"; формы, детерминируемые "исчерпанием смыслов" и "задачи на воплощение потенциального".

"Задача на личностный смысл" (А.Н.Леонтьев) является динамикой осознания личностью своей сложившейся мотивационной системы; она запускается в ситуациях рассогласования между ожиданиями личности относительно собственных реакций и реально случившимися реакциями. В целом, эта форма может быть обозначена как "динамика самопознания".

Форма "конфликтного смысла" (А. Н. Леонтьев, В. В.Столин) запускается в ситуациях неизбежной противоречивости действий человека относительно его сложившейся мотивационной системы, что является проявлением противоречивости между собой отдельных частей самой этой системы. Эта форма представляет собой "динамику выбора".

Форма "исчерпания смыслов" достаточно широка по феноменологии сюда могут быть отнесены ситуации от "экзистенциального вакуума" (В. Франкл) до потери близкого человека; их общим качеством является появляющееся у человека ощущение потери смысла и соответствующее востребование от личности особых процессов смыслопорождения (Ф. Е. Василюк).

"Задачи на воплощение потенциального" включают в себя ситуации, когда человек вступает в области, где накопленный у него опыт недостаточен, а действующие внутри ситуации закономерности неопределенны. Сюда могут быть отнесены все "творческие задачи" и "задачи на я потенциальное" (в которых человек проверяет свои неактуализировавшиеся ранее возможности), описанные В. А Петровским.

Используя предложенный выше критерий жизнстворчсства как "максимума развития" можно увидеть, что именно последняя форма движения смысловой системы личности является наиболее жизнетворческой, поскольку во всех остальных формах человек так или иначе остается скорее в рамках уже сложившейся ранее мотивационной системы (или же он оказывается в ситуации се краха, как при "исчерпании смыслов"); лишь при решении "задач на воплощение потенциального" он выводит себя за ее пределы, порождая таким образом возможность своего существенного изменения, что и является проявлением жизнетворчества.