Психологические критерии морального выбора

Черний М. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

1. Важной психологической проблемой является разведение понятий "личностный выбор" и "моральный выбор":

а) психологическими характеристиками ситуации морального выбора являются:

  • наличие субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых есть следование нравственной или моральной норме,
  • субъективные альтернативы разрешения ситуации обладают примерно равным "весом" для личности;

б) для того, чтобы человек осознал ситуацию как требующую от него морального выбора, необходимо (но не достаточно) наличие у человека следующих свойств:

  • определенный уровень интеллекта, (Колберг)
  • определенный уровень морального развития,
  • достаточная степень рефлексивности (не просто самосознание, но самоанализ);

в) несовпадение категорий "морального" и "нравственного" выбора.

2) Личностная регуляция принятия решений в ситуации морального выбора:

а) возможность детерминации принятия решения на различных уровнях личности (прежде всего, на уровнях осознания), включающихся в процесс принятия решения: от неосознаваемых мотивов до нравственных принципов самого высокого порядка; как это связано с особенностями саморегуляции личности;

б) недостаточность понятий "воли", "мотива", "мотивации", "потребности" для построения модели принятия решений, связанных с моральным выбором;

в) проблема соотношения процесса, опосредующего принятие решения, и выполнения принятого решения;

г) влияние личностных особенностей на принятие решений в ситуации морального выбора между субъективно равными альтернативами.

3) Вышеизложенные соображения подводят к следующей гипотезе: механизмы морального выбора и личностного выбора различны.

4) Обоснование возможности реализации экспериментального исследования морального выбора:

а) создание схемы эксперимента, соединяющей в себе особенности экспериментального метода школы К.Левина (как моделирование исследователем квази-экспериментальной ситуации), элементы деловой игры и неструктурированного интервью (некоторое сходство по форме организации) с применением элементов психотехники;

б) возможность использования автобиографического метода и его ограничения.