Специфика привязанности недоношенного младенца к матери

Луковцева З. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Создателем концепции привязанности как особого направления считается J. Bowlby. Анализируя интеллектуальные и эмоциональные последствия раннего разлучения ребенка с матерью, он предположил, что в их основе лежат нарушения некоторого витально значимого механизма связи “мать-ребенок”. Сопоставление полученных данных с результатами опытов Т.Кaufman, М. Harlow и др. проведенных на детенышах приматов, позволило J. Bowlby заключить о том, что адаптивно важные контакты между матерью и ребенком имеют аналоги в животном мире, а значит, закреплены филогенетически. Возникающая с момента рождения ребенка связь с матерью получила название привязанности, поведенчески проявляющейся в виде следующих паттернов:

  • А. Достигающие результата: сосание, следование и др.
  • Б. Зависящие от материнского ответа: крик, улыбка.

Значительный вклад в теорию привязанности был внесeн ученицей Дж. Боулби М. Айнсворт. Именно ей принадлежат первые методы изучения привязанности:

  1. Шкалы оценки поведения привязанности (используются экспертом в ходе наблюдения)
  2. Эксперимент “странная ситуация”, направленный на исследование качественных особенностей привязанности ребенка к матери или другому близкому взрослому (проводится начиная с годовалого возраста ребенка).

М. Айнсворт с сотрудниками были описаны три вида т. н. “рабочих моделей” привязанности детей к близким взрослым, формирующихся к годовалому возрасту (безопасная, избегающая и тревожно-амбивалентная: соответственно, В, А и С), условия их формирования и устойчивость в раннем онтогенезе. Особый класс составили работы, посвященные вопросам влияния качества привязанности на психическое развитие ребенка.

Исследования адаптивных форм поведения человека и животных проводились не только представителями теории привязанности. За рубежом большой резонанс имели работы К. Лоренца, Н. Тинбергена и К. фон Фриша, в 1973 году удостоенные Нобелевской премии. По инициативе К. Лоренца в Андексе был создан Институт Этологии Человека.

В нашей стране этологические исследования были начаты более 20 лет назад группой крымских специалистов (В. Самохваловым, В.Егоровым, Н. Вербенко и др.). В частности, ими получены данные о том, что некоторые ретардированные дети с момента рождения демонстрируют специфические паттерны поведения, запускающие негативное отношение к ним взрослых.

Привязанность в собственном смысле слова стала предметом исследований таких отечественных авторов, как М. Бардышевская, К. Солоед, В. Брутман, М. Радионова. Последние два автора, например, установили некоторые закономерности формирования привязанности матери к ребенку еще в период беременности.

Что касается специальных исследований привязанности “мать-недоношенный”, то они пока немногочисленны и принадлежат зарубежным авторам. Известно, что недоношенные дети в силу известной гетерохронии развития “древних” и “новых” структур ЦНС обладают хорошей потенциальной способностью к базальному эмоциональному реагированию. По данным В. Кралла, такие младенцы по срокам формирования объектных отношений не отстают от своих доношенных ровесников. Тем не менее, ранняя госпитальная депривация “мультизабота” в стационаре и влияние особого “стереотипа недоношенного” искажают качественные особенности привязанности недоношенного. Есть сведения о том, что недоношенные младенцы склонны к формированию “избегающей” (Д. Уилль) и “тревожно-амбивалентной” (О. Коннел) привязанности к матери. Однако, по мнению других авторов, достоверные связи между недоношенностью и искажениями привязанности отсутствуют, а имеет место лишь незначительное запаздывание формирования объектной константности.

Целью нашего специального исследования стала оценка связи недоношенности с особенностями привязанности к матери на выборке российских младенцев. Были исследованы две группы по шесть перворожденных младенцев из полных семей.

Группа А: маловесные глубоко недоношенные (гестационный возраст 26-31 нед., масса тела при рождении 894-1260 г, срок госпитализации 3-4 мес.).

Группа Б: дети легкой степени недоношенности гестационный возраст 32-36 нед., масса тела при рождении 2200-2600 г, срок госпитализации 2-3 нед.)

У детей группы А наблюдались более выраженные общие изменения гемо- и ликвородинамики головного мозга, чему соответствовали характерные особенности неврологического статуса.

В исследовании участвовали также матери младенцев: женщины с образованием не ниже среднего специального; средний возраст по группе А-27 лет, по группе Б-24 года.

Ход исследования:

  1. Оценка формирования поведения привязанности матерей с помощью модифицированной системы шкал М. Айнсворт (всего 56 шкал). Методика применялась в следующие контрольные возраста: 2, 3,5, 4,5, 6, 8, 10, 12 мес. жизни детей.
  2. Оценка качественных особенностей привязанности младенцев к матерям в годовалом возрасте. Использовалась классическая методика М. Айнсворт “Странная ситуация”, состоящая из 8 стандартных эпизодов взаимодействия ребенка с матерью и незнакомцем.

Применение шкал оценки материнской привязанности позволило выявить следующие особенности поведения привязанности матерей группы А:

  1. Меньшее принятие, сензитивность, кооперативность по отношению к детям, а также общая неудовлетворенность детьми.
  2. Сниженная материнская самооценка и самоощущение, в особенности, в течение первых двух-трех месяцев жизни детей.
  3. Большая доминантность в определении продолжительности и хода кормления детей, а также частое использование сосок-пустышек.
  4. Затруднения в определении причин плача детей и почти вдвое большая продолжительность латенции отклика на плач. При этом снижена эффективность успокоения младенцев и повышена раздражительность по поводу детского плача.
  5. Большая склонность к инициации и поддержанию “нефункциональных” физических, визуальных и голосовых контактов.
  6. Ограничение двигательных, сенсорных и игровых возможностей детей, а также значительное обеднение игровых контактов с детьми.

Эксперимент “Странная ситуация” дал следующие результаты:

  1. У 4 из 6 детей каждой группы к годовалому возрасту сформировался специфический тип привязанности к матери, промежуточный между тревожно-амбивалентным и избегающим по М. Айнсворт.
  2. Остальные двое детей из группы А продемонстрировали четко выраженную тревожно-амбивалентную привязанность, а в группе Б диагностирован один случай тревожно-амбивалентной и один случай безопасной привязанности.

К сожалению, трудоемкость лонгитюда не позволила нам расширить выборку испытуемых, однако тщательный качественный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что привязанность недоношенных к матерям имеет специфические особенности, подлежащие особой квалификации и классификации. Эти особенности сходны у детей обеих групп, несмотря на значительные межгрупповые различия в соматоневрологических статусах младенцев и поведении привязанности матерей.