Шахматно-музыкальная игротерапия, как средство интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики

Цатурян А. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

  1. Игра в шахматы может быть использована как средство психологической поддержки людей, находящихся в экстремальных условиях.
  2. Шахматы могут быть успешно использованы для профилактики интеллектуального увядания пожилых людей, пенсионеров.
  3. Коррекция патологии интеллектуального развития (обучение шахматам психически больных людей).
  4. Использование шахмат для коррекции интеллектуального развития детей с патологией психики, неспособных к обучению в обычных, общеобразовательных школах.
  5. Интеллектуальное отставание детей часто бывает связано с психическими заболеваниями, протекающими циклически или обусловленными тяжелым генетическим наследством. Это приводит к угасанию их интеллекта–олигофрении (3 вида в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития: идиотия, имбецильность и дебильность).

    Лечение этих детей в психиатрических клиниках традиционными методами, как правило, бывает безуспешным.

    Игротерапия для лечения психики больных людей с различной степенью “слабоумия” была применена впервые (около 30 лет назад) шахматным педагогом–тренером Валерием Цатуряном.

    Первоначальная цель–научить правилам игры и дать общее представление об основных элементах стратегии и тактики.

    Программа рассчитана в основном на детей с диагнозом олигофрения, т.е. с выраженной дебильностью, но при необходимой корректировке возможно и обучение некоторых детей с болезнью Дауна и другими органическими заболеваниями центральной нервной системы. Программа рассчитана на 4 года обучения, после чего учащиеся достигают уровня первого разряда.

    Максимальная простота учебного материала, основанного на применении специальных тестов–картинок с целью развития на необходимом уровне памяти и мышления.

    У умственно отсталых детей, как правило, наблюдается общее недоразвитие речи, проблемы с памятью.

    Очень важен процесс повествования (речь неторопливая, выдержанная в полутонах, движения четкие, но не резкие).

    Очень полезной и эффективной является музыкальная пауза во время проведения занятий. Многие психически больные дети обладают достаточными музыкальными способностями, да и вообще способны к другим видам творчества, просто необходимо искать с ними взаимного доверия, открытости, помогая реализоваться в них тому, что забивается страшной повседневной жизнью.

    Самое трудное–сохранить в отношениях с детьми деликатность, быть бесконечно добрым и терпеливым, налаживая равноправные, дружеские отношения.

  6. В мире накоплен достаточно большой опыт реабилитации умственно отсталых людей.
  7. Внедрение шахмат в систему обучения в детских домах, интернатах–очень перспективное направленипе.