Диагностика личностных изменений в процессе групповой психотерапииАлексеева А. В.Украинский государственный педагогический университет им. М.П.ДрагомоноваЦелью исследования было изучение влияния групповой психотерапии на личностные характеристики участников группы. Диагностическая методика по строена на исследовании "Я-концепции" клиента до и после психотерапевтического тренинга, который длился 36 часов ("Марафон"). В исследовании использовалась методика "Личностный семантический дифференциал". Методика исследования состоит в заполнении анкеты (оценка каждого качества количественными показателями) перед началом тренинга и после него. Каждый раз анкета заполняется дважды: сначала с точки зрения имеющихся качеств, а потом с точки зрения желаемых. Таким образом возникает две "Я-концепции": "Я-реальное" и "Я-идеальное". Это дает возможность путем расчета семантического расстояния между разными "Я-концепциями" исследовать те изменения, которые происходят у личности в результате психотерапии, что в свою очередь позволяет заметить в этих изменениях определенные закономерности. Исследуя изменения семантического расстояния между "Я-реальным" и "Я-идеальным" до и после психотерапии, можно отметить две противоположные тенденции. У 55% участников (первая группа) семантическое расстояние между "Я-реальным" и "Я-идеальным" после психотерапии уменьшается, а у остальных 45% (вторая группа) - увеличивается. Интересным является тот факт, что у клиентов первой группы наблюдается уменьшение семантического расстояния между первоначальным идеалом и "Я-реальным" после психотерапии, то есть ЯР2-ЯИд1 меньше чем ЯР1-ЯИд1. Тогда как клиентам второй группы свойственна целиком противоположная тенденция. Семантическое расстояние между первоначальным идеалом и "Я-реальным" после психотерапии больше, чем до психотерапии, то есть ЯР1-ЯИд1. Таким образом, полученные результаты дают возможность сделать выводы относительно эффективности психотерапевтической работы. Хотя по результатам диагностики у клиентов первой группы отмечается меньшее количество несовпадений между желаемым и имеющимся, что говорит о более позитивном эмоциональном состоянии, чем у клиентов второй группы, психотерапевтический эффект, с нашей точки зрения, был выше во второй группе (но психотерапию нельзя считать на этом завершенной). Это можно объяснить тем, что изменения в их "Я-концепции" негативно коррелировали с "Я-идеальным", выдвинутым до начала психотерапии, то есть психотерапия привела к глубоким изменениям ориентации личности, тогда как у клиентов первой группы результат тренинга проявился через приближение к первоначальной ориентации (идеалу), которая является более субъективной по отношению к конечным результатам психотерапии. Таким образом, на основании полученных фактов можно выдвинуть гипотезу о том, что у клиентов второй группы психотерапия была более результативной, чем у участников первой группы. Дальнейшего исследования требует дифференцированное изучение личностных изменений в результате групповой психотерапии, что может быть осуществлено путем диагностики поведенческих паттернов (ДМО), которые непосредственно коррелируют с теми или иными индивидуально-личностными особенностями участников тренинга. |