Методическое обеспечение формирования управленческих команд

Безрукова Е. Ю.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Командообразование является важной частью организационного консультирования и процесса организационного развития. В настоящее время заявленная область исследования является довольно новой и, без сомнения, перспективной, так как представляет большой интерес не только для ученых, но и для быстро развивающихся рыночных структур и государственных предприятий нашей страны. Однако, на сегодняшний день данная проблематика в отечественной литературе представлена сравнительно бедно. Что касается зарубежных исследований, то, начиная с 1975 года, team-building использовался в 40% всех программ по организационному развитию. Одной из основных проблем на настоящий момент является разработка технологии командообразования и необходимого инструментария для проведения групповой работы по формированию эффективных команд, а также создание методического материала для каждого этапа процесса командообраэования. В процессе командообразования выделяются следующие стадии или этапы:

  1. формирование образа желаемого будущего. На этом этапе достигается согласованность между всеми участниками и группа прописывает миссию своей организации, определяет направления движения, цели и задачи деятельности организации.
  2. Позиционирование. Участники определяют позиции в своей организации и соответствия членов организации этим позициям. Методический инструментарий предполагает использование на этой стадии процедуры модерации и технологии MBTI (Майерс-Бриггс типологический индикатор).
  3. Составление плана. Планирование первого шага. В ходе групповой дискуссии участники приходят к общему мнению относительно планирования деятельности организации и осуществления непосредственно первого шага.

Все обозначенные стадии продолжаются в течение всего процесса командообразования, например, формирование образа желаемого будущего происходит во время всей жизни организации.

Каждый этап командообразования обеспечивается методическими разработками в виде раздаточного материала для участников, письменных инструкций для ведущего и визуального ряда на стене. Методические средства своей целью преследуют обмен информацией между ведущим и участниками и побуждение и тех и других к совершению каких-либо действий и поступков, что значительно повышает эффективность и результативность проведения командообразования. Три точки приложения методических средств в процессе структурирования групповой активности представляют собой:

  • раздаточный материал для участников - тесты (структурированные самоотчеты), инструкции и различного рода и сложности упражнения для участников командообразования.
  • инструкции для ведущего выполняют важную функцию в процессе командообразования. Обеспечивают четкое формулирование задач ведущим в моделировании поведенческих ситуаций в группе.

Визуальный ряд сопровождает весь процесс командообразования. Визуальный ряд представляет собой строго организованное пространство в виде разного рода изображений, схем, просто записей. Как правило, размещается на стенах.

К настоящему времени уже имеется опыт использования и применение данной технологии в формировании команд. Так, в течение 1994 года, была сформирована команда активистов одного из общественно-политических движений. В прошлом году для главы администрации одного из субъектов федерации была сформирована еще одна команда. Опыт применения командообразования в обоих случаях был признан заказчиком успешным.