Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентовБелоглазов С. Е.Уральский государственный профессионально-педагогический университетМотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращаемся росте числа публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких как мотив, потребность, мотивация. Решение такого сложного вопроса, каким является вопрос о мотиве, возможно лишь при новом подходе к нему, при котором снимались бы имеющиеся до сих пор противоречия. Принимая во внимание то, что инициация поведения и деятельности обусловливается совокупностью многих факторов, имеющих свои функции и выступающих в своих ролях в целостном процессе мотивации, выход из создавшегося положения - не выяснять, что именно является мотивом - потребность, цель, побуждение или намерение, а объединить существующие точки зрения, так как каждая из них в определенной степени правомерна. Объединение возможно в том случае, если представить мотив как сложное интегральное психическое образование, включающее в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием. Такое представление о мотиве позволяет признать большинство психологических феноменов, рассматриваемых разными авторами в качестве мотивов, лишь его компонентами и тем самым развязать узел противоречий в определении сущности мотива. Важно также принимать во внимание стадиальный характер формирования мотивов, что позволит при их диагностике выделить этап, на котором находится формирующий мотив, чтобы определить временную вероятность осуществления соответствующего ему действия, степень мобилизации человека и стимулирующую роль мотива (его силу, действенность). Выделяют три стадии формирования мотива:
В проведенном нами исследовании особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов-первокурсников, учащихся УГППУ, было выявлено подавляющее преобладание начальной стадии формирования мотива профессионального самоопределения (при этом, не ярко выраженного) в сопровождении ярко проявляющейся неопредмеченной мотивации достижения, что ставит под сомнение наличие у большинства студентов даже начальной стадии формирования мотива профессионального самоопределения и адекватной сформированности мотивационной сферы на первом этапе их учебной деятельности. Это, в свою очередь, открывает фронт работы по ее преобразованию (мотивационной сферы) со стороны преподавательского коллектива. |