Этнопсихолингвистический анализ структуры диалога осетинБурнацева З. Т.Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.ХетагуроваИсследование магнитофонных записей диалогов осетин позволило выявить некоторые специфические особенности структуры этого вида речевого общения. Выявлено развертывание диалогов по установившейся схеме: общее приветствие, представление коммуникантов, собственно беседа и прощание. У молодых коммуникантов нет соблюдения этой схемы на первый взгляд, но характерно, что опущенные стандартные блоки обязательно проявляются хотя бы и в редуцированном виде в дальнейшем разговоре. Обязательно использование в блоках "приветствие" и "прощание" стандартных традиционных лингвистических единств: "ходите здоровыми", "будьте в благополучии", "да минут вас горести", - они выполняют функции психологической настройки коммуникантов (Грановская М., 1984). Во время представления выявляются статусные позиции (Х.Х.Хадиков, 1994) говорящих, причем, родственный статус, выясненный при встрече, может быль поставлен выше собственного служебного в бытовой сфере. Во время протекания блока "приветствие абсолютно запрещены негативные высказывания, используются поощрительные, одобряющие интонации". Как правило, отношение коммуникантов к обсуждаемому предмету не высказывается прямо, не косвенно, за счет повторения отдельных слов и выражений, особой интонации и мимики. Каждому диалогу свойственен свой психолингвистический камертон (термин Красикова Ю.В.), определяющий нравственно-психологические рамки разговора, выход за пределы которых для коммуниканта не желателен. Эту функцию, в частности, выполняют слова и словосочетания, отражающие понятие обычая ("агдау"), нормы благопристойности ("афсарм") и т.п. По нашим данным, за последнее время усилилось стремление к традиционализму, к соблюдению установившихся веками норм речевого общения, что возможно интерпретировать как стремление народа к сохранению этноса в период социальных потрясений. |