Психолингвинистический анализ смысловых единиц монологической речиГусалова Л. Д., Тотрова З. А.Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.ХетагуроваОдним из традиционно общепринятых в лингвинистике и психолингвистике способов выявления единиц, составляющих письменный текст, является тема-рематический (термины К.Бооста, 1955) анализ сверхфразовых единиц. Сверхфразовые единицы - это целостные единицы, большие предложения. Они могут быть относительно независимыми от контекста, более полно, по сравнению с предложением, выражать мысль (Г.Я.Солганик, 1973), обладать своими специфическими признаками (деиммитационными, структурными, смысловыми, Л.Г.Фридман, 1979). Однако в любом случае сверхфразовые единицы состоят из предложений, и поэтому смысловое деление порождаемой носителем языка фразы связано с предложением. Однако, данные психологии, в частности, психологии чтения, говорят о том, что рамки одного предложения "тесны для читающего (Э.Л.Носенко, 1975), он вынужден забегать вперед, чтобы осознать смысл читаемого", т.е. смысл высказывания не сосредоточен в данном предложении. Для выяснения границ смысловых единиц в порождаемом письменно тексте Ю.В.Красиковым была предложена методика субъективного членения письменного текста. Испытуемый при написании текста отмечает вертикальной чертой те паузы обдумывания, которые возникают у каждого пишущего текст. Анализ полученных "между обдумываниями" отрезков позволил говорить о наличии особого рода единиц, единиц смыслового членения письменного текста. Однако, правомерно ли перенесение закономерностей письменной речи на устную речь, ведь многие исследователи (см., например, Т.А.Амирова, 1985) считают их разными семиологическими системами. В нашем исследовании устной монологической речи (анализ записей монологов в прямом телевизионном эфире) мы получили несколько иные данные, по сравнению с данными Ю.В.Красикова, однако, в целом, можно сказать, что и в устной речи паузами выделяются отрезки, несущие в себе законченные семантические ядра различного качества. Если в письменной речи доминируют (56%) случаи полного разрыва предложения, то в устной речи такого абсолютного доминирования нет. Случаи полных разрывов формально грамматических связей (28,9%) примерно равны в процентном отношении случаям с частичными разрывами границ порождаемых предложений (30,1%). Имеются отличия от письменной речи и в качественном составе выделяемых в устной речи смысловых единиц. |