Социокультурный аспект психологического времени личности у больных с психосоматическими расстройствами

Люц Ю. А.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологическое время личности - это реальное время психологических процессов, состояний и свойств личности, в котором они функционируют и развиваются не основе отраженных в непосредственном переживании и ценностном осмыслении объективных временных отношений между событиями жизни различного масштаба. Время в сознании поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит.

Взятое в биографическом масштабе, психологическое время предстает как осмысление человеком своей жизни, отношений между основными событиями жизненного пути личности, жизненного пути личности. Наличие психосоматического заболевания значительно меняет жизнедеятельность больного, а значит, заставляет человека по-новому взглянуть на свою жизнь, ее смысл. Все это отражается на переживании психологического времени жизни и не может не отразиться на протекании процессов саморегуляции.

Теоретической основой нашего исследования явились работы А.А.Кроник, Е.И.Головахи, В.В.Николаевой, И.А.Сапаровой.

Задачей нашего исследования было выявление особенностей переживания психологического возраста у здоровых людей и у больных с психосоматическими расстройствами различного типа, а также анализ социокультурных различий в переживании психологического времени (на примере казахской и русской популяции).

Всего исследовано 80 испытуемых в возрасте от 20 до 60 лет: группа здоровых людей - 20 человек, группа больных с расстройствами психосоматической специфичности (язвенная болезнь) - 20 человек, и группа больных с соматоформными расстройствами при неврозах - 20 человек из казахской популяции и 20 из русской.

Исследование позволило нам сделать следующие выводы:

  1. У больных с психосоматическими расстройствами диагностируются определенные нарушения переживания психологического времени, которые проявляются в виде свертывания или сокращения временной перспективы. Причем у больных с язвенными заболеваниями сокращение временной перспективы происходит за счет сокращения или исчезновения категории будущего, а у больных неврозами - за счет отрицаний категории прошлого и настоящего. В наиболее тяжелых случаях больные начинают жить в "иллюзорном" времени.
  2. Наличие системы временной саморегуляции позволяет больным справляться с этими нарушениями.
  3. Диагностируются определенные социокультурные различия в переживании психологического времени личности и построении системы временной саморегуляции. В русской популяции у больных неврозами преобладает динамическая, дискретная концепция времени, ориентация в основном на хронологическое, а не психологическое время, отвергающее отношение к прошлому. В казахской популяции у больных неврозами преобладает статичная, континуальная концепция времени, ориентация на внутреннее психологическое время, более уважительное, принимающее отношение к прошлому.
  4. Результаты исследования открывают возможность построения коррекционной работы с нарушениями переживания психологического времени. Ее задача состоит в восстановлении в полном объеме временной перспективы и в построении системы временной саморегуляции, которая в будущем поможет сохранению временной перспективы. При этом необходимо учитывать социокультурные различия в построении системы временной саморегуляции и из этого планировать коррекционную работу.
  5. Построение системы временной саморегуляции в ходе коррекционной работы позволяет испытуемому ценностно переосмыслить события своей жизни и справиться с кризисной ситуацией болезни.