Психологическая концепция автобиографической памяти человекаНуркова В. В.МГУ им. М.В. ЛомоносоваПсихология автобиографической памяти (АП) человека представляет собой новое "проблемное поле" психологической науки. Наша работа направлена на создание целостной концепции организации и функционирования АП, охватывающей как уровень методологического осмысления данной психологической реальности, так и конкретно эмпирический уровень анализа с выходом на построение специальных психокоррекционных и развивающих практик. В многочисленных экспериментальных исследованиях зарубежных ученых, активно развернувшихся в последние годы, теряется уникальность и специфика АП как самостоятельного для общей психологии предмета изучения. Общепринятое в психологии деятельности трехфакторное рассмотрение любого психического процесса (как единства чувственной ткани, значения и смысла) чуждо современной западной науке. Ярким примером теоретической схемы, которая играет в настоящее время центральную роль в мировой дискуссии о природе, структуре и функциональном значении АП, является концепция Э.Тулвинга (отнесение АП к эпизодичесому полюсу дихотомии эпизодической-семантической подсистем памяти). В отечественной науке область исследования АП позволяет наметить дальнейшие пути развития культурно-исторических концепций Выготского, Леонтьева, Бахтина. В рамках традиции рассмотрение феномена АП в качестве нового предмета исследования диктует необходимость определения отличительных свойств этой психологической реальности, механизмов ее функционирования, единиц организации и уникальных функций. Важную роль в адекватном описании АП играет системный подход. Данный подход на материале АП реализуется посредством анализа ее многоуровневого строения; структурного и функционального взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого уровней; соотношения эмоционального и смыслового компонентов. В структуре АП выделяются три содержательно различных подсистемы явлений: воспоминания о событиях (events), воспоминания о состояниях (states), воспоминания о личностных свойствах, которые в свою очередь подразделяются на самоописания (self-descriptions) и систему сведений о себе (self-knowledges). Таким образом, АП может быть представлена как система разновременных моделей личности, "размерность" которых сугубо индивидуальна. Каждая личность характеризуется своим "интервалом идентичности". АП обладает системой уникальных свойств, отражающих временную, концептуальную и семантическую самобытность данного феномена. В качестве функциональных единиц АП гипотетически предложены воспоминания о важных событиях и воспоминания о ярких событиях прошлого. Важные и яркие воспоминания прошлого субъекта вносят качественно различный вклад в формирование и функционирование целостного "поля судьбы". Воспоминание о ярком событии (flashbulb) событийно-фактологично, организовано по пространственно-временному принципу, насыщено "чувственным содержанием", элементарными эмоциональными радикалами. В воспоминаниях о ярких событиях акцентируются переживания в момент фиксации события, вне зависимости от последствий события для дальнейшей жизни, не происходит "развития" воспоминания. Основное содержание воспоминания о важном событии составляет описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), "взгляд из сегодняшнего дня". В АП важное событие погружено не в событийный, а в смысловой контекст. Автобиографический опыт важного события имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию. В соответствии с двойственной (на "самопостроение" себя как социального субъекта и как личности) направленностью АП выделяются и ее функции (интерперсональные и интраперсональные соответственно). К числу интерперсональных относятся: 1) поддержание связи с людьми; 2) передача своего жизненного опыта; 3) установление контактов; 4) понимание и предсказание жизни других людей по аналогии со своим прошлым. Интраперсональные функции АП состоят в: 1) самоосознании себя как уникального, самотождественного субъекта; 2) саморегуляции; 3) конструировании "Я-концепции" (self-concept). Развивая теоретическую позицию Бахтина, можно утверждать, что АП выполняет также функцию обеспечения внутренних диалогов разновременных ипостасей личности. Понимание индивидуальных особенностей личности, путей ее развития и самоопределения (профессионального, социального, политического), выбор методов психокоррекционного и воспитательного воздействия невозможен без учета существования феномена АП - новой реальности психологической науки. |