Психологическая концепция автобиографической памяти человека

Нуркова В. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Психология автобиографической памяти (АП) человека представляет собой новое "проблемное поле" психологической науки. Наша работа направлена на создание целостной концепции организации и функционирования АП, охватывающей как уровень методологического осмысления данной психологической реальности, так и конкретно эмпирический уровень анализа с выходом на построение специальных психокоррекционных и развивающих практик.

В многочисленных экспериментальных исследованиях зарубежных ученых, активно развернувшихся в последние годы, теряется уникальность и специфика АП как самостоятельного для общей психологии предмета изучения. Общепринятое в психологии деятельности трехфакторное рассмотрение любого психического процесса (как единства чувственной ткани, значения и смысла) чуждо современной западной науке.

Ярким примером теоретической схемы, которая играет в настоящее время центральную роль в мировой дискуссии о природе, структуре и функциональном значении АП, является концепция Э.Тулвинга (отнесение АП к эпизодичесому полюсу дихотомии эпизодической-семантической подсистем памяти).

В отечественной науке область исследования АП позволяет наметить дальнейшие пути развития культурно-исторических концепций Выготского, Леонтьева, Бахтина. В рамках традиции рассмотрение феномена АП в качестве нового предмета исследования диктует необходимость определения отличительных свойств этой психологической реальности, механизмов ее функционирования, единиц организации и уникальных функций.

Важную роль в адекватном описании АП играет системный подход.

Данный подход на материале АП реализуется посредством анализа ее многоуровневого строения; структурного и функционального взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого уровней; соотношения эмоционального и смыслового компонентов. В структуре АП выделяются три содержательно различных подсистемы явлений: воспоминания о событиях (events), воспоминания о состояниях (states), воспоминания о личностных свойствах, которые в свою очередь подразделяются на самоописания (self-descriptions) и систему сведений о себе (self-knowledges). Таким образом, АП может быть представлена как система разновременных моделей личности, "размерность" которых сугубо индивидуальна. Каждая личность характеризуется своим "интервалом идентичности".

АП обладает системой уникальных свойств, отражающих временную, концептуальную и семантическую самобытность данного феномена.

В качестве функциональных единиц АП гипотетически предложены воспоминания о важных событиях и воспоминания о ярких событиях прошлого. Важные и яркие воспоминания прошлого субъекта вносят качественно различный вклад в формирование и функционирование целостного "поля судьбы".

Воспоминание о ярком событии (flashbulb) событийно-фактологично, организовано по пространственно-временному принципу, насыщено "чувственным содержанием", элементарными эмоциональными радикалами. В воспоминаниях о ярких событиях акцентируются переживания в момент фиксации события, вне зависимости от последствий события для дальнейшей жизни, не происходит "развития" воспоминания.

Основное содержание воспоминания о важном событии составляет описание результатов и последствий события (или жизненного этапа), "взгляд из сегодняшнего дня". В АП важное событие погружено не в событийный, а в смысловой контекст. Автобиографический опыт важного события имеет социально-смысловую, обладающую динамикой во времени, произвольно реконструируемую организацию.

В соответствии с двойственной (на "самопостроение" себя как социального субъекта и как личности) направленностью АП выделяются и ее функции (интерперсональные и интраперсональные соответственно). К числу интерперсональных относятся: 1) поддержание связи с людьми; 2) передача своего жизненного опыта; 3) установление контактов; 4) понимание и предсказание жизни других людей по аналогии со своим прошлым. Интраперсональные функции АП состоят в: 1) самоосознании себя как уникального, самотождественного субъекта; 2) саморегуляции; 3) конструировании "Я-концепции" (self-concept). Развивая теоретическую позицию Бахтина, можно утверждать, что АП выполняет также функцию обеспечения внутренних диалогов разновременных ипостасей личности.

Понимание индивидуальных особенностей личности, путей ее развития и самоопределения (профессионального, социального, политического), выбор методов психокоррекционного и воспитательного воздействия невозможен без учета существования феномена АП - новой реальности психологической науки.