Игра - приближение к реальности: позитивный и негативный опыт

Орлов А. И.

МГУ им. М.В. Ломоносова

На сегодняшний день больше внимания уделяется тренинговым формам, чем ролевым играм, хотя они синтезируют в себе разные методы: социально-психологический тренинг, психодраму, "поведенческий тренинг", гештальттерапию, построение когнитивной карты, методы развития творческого воображения и рефлексии.

Развитие такого направления, как ролевая игра, позволит использовать выше названные методы в одном едином процессе, где результаты каждого модуля, в совокупности создают целостный портрет личности.

Ролевые игры применимы в различных областях: в деловых тренингах, в тренингах общения, в обучающей программе, в образовании и воспитании.

В настоящее время проводится ряд исследований по ролевым играм, но конкретно они рассматриваются как составная часть психологического тренинга. Конкретной систематики в этой области не наблюдается. Возникает вопрос о классификации, применении и влиянии игр. Как эти игры влияют на людей с разным уровнем самооценки, на группу с разным уровнем развития? Затрагиваются проблемы мастерства руководителей игры и понятие роли (вживание и переживание).

Цель первого этапа исследования - выявление круга проблем в данной области. Как и где использовать ролевые игры, на каких группах их можно проводить, какие могут быть последствия их неверной постановки.

Конкретные проблемы, требующие дальнейшей детальной разработки:

  • Анализ существующих подходов.
  • Создание и обоснование авторской классификации, выделение возможных критериев классификации.
  • Анализ классификации игр, полученной по критерию субъективного переживания позитивного или негативного опыта в процессе игры. Выявление особенностей влияния игр выше названных типов на направленность, динамику, содержание, уровень сплоченности и т.д.
  • На основе исследования игр различных типов возникает возможность создания алгоритма разработки и проведения ролевых, соответствующих конкретным социальным заказам игр.