Смысловая сфера и волевая регуляция личности

Падий Ю. О.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Исследования воли представляют прямой интерес в плане приложения психологических знаний к практике воспитательной работы. Формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений. Теоретическое значение изучения проблем воли состоит в том, что оно дает возможность глубже понять человека как саморегулирующуюся систему, исследовать механизмы его сознательной деятельности.

Наше исследование опиралось на представление о волевой регуляции как о намеренной регуляции побуждения к действию, которое принято человеком к исполнению, но не обеспечено мотивационным побуждением для начала или продолжения. Основным механизмом воли, по мнению В.А.Иванникова, является изменение имеющегося или создание нового смысла действия.

Если принимать эту позицию, то волевая регуляция оказывается связанной со смысловой сферой личности. Исходя из этого можно ожидать, что чем осмысленней жизнь человека, тем выше степень развития волевой регуляции, в той же мере это относится и к волевым качествам личности. Осмысленность жизни понимается в данном контексте как переживание личностью целенаправленности, значимости своей жизни, что предполагает наличие идеалов, ценностей и осознанных мотивов, которыми руководствуется человек в своем поведении. При такой постановке вопроса не имеет значения, каковы ценности, мотивы, которыми руководствуется личность, хотя обычно акцент делался на том, что волевая регуляция нужна там, где возникает необходимость следовать социально одобряемым мотивам вопреки собственным побуждениям, но возможно, что успешность волевой регуляции зависит не от количества смыслов или ценностей, а от их качества, "веса". Очень небольшое число ценностей может быть настолько значимо для человека, что его будет достаточно для эффективной волевой регуляции в той предметной области, которой соответствуют данные ценности.

Для обоснования выдвинутой гипотезы было проведено исследование пол сопоставлению оценок степени развития волевой регуляции с показателями осмысленности жизни. Для участии в исследовании были выбраны учащиеся 11 классов, т.к. необходимость самоопределения ставить перед молодыми людьми задачу на осознание своих смыслообразующих мотивов, требует участия волевой регуляции.

Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что в основе волевой регуляции лежит осмысленность жизни. Это позволяет предположить, что воспитание воли нельзя свести к формированию отдельных волевых качеств или свойств личности как целостной системы смысловой регуляции деятельности и поведения, и тогда объектом воспитания становятся смысловые образования личности.