Исследование профессиональной социализации государственных служащих

Паирель С. В.

Российская Академия государственной службы при Президенте РФ

Актуальность темы исследования определяется с одной стороны нерешенностью теоретико-методологических проблем исследования этого феномена, а с другой стороны - практической значимостью динамики профессиональной социализации. Поскольку деятельность человека включена в систему отношений общества, можно говорить о социализации личности.

Таким образом, социализация личности включает в себя совокупность всех социальных процессов, посредством которых индивид усваивает определенную систему норм, правил, социальных ролей и ценностей, которые в дальнейшем помогут ему реализоваться в качестве члена общества.

Понятие "профессиональной социализации" является производным от общего понятия "социализация". Социализация - широкий и многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и его воспроизведение.

Ведущие направления социализации созвучны ключевым сферам жизнедеятельности человека. Отсюда и происходит потребность изучения различных видов социализации. Множество зарубежных и отечественных исследований изучает половую социализацию. "Политическая социализация" как понятие введено в конце пятидесятых годов нынешнего столетия. Термин "Экономическая социализация" появился в нашей стране с началом становления рыночной экономики, т.е. в начале девяностых годов. Понятие "профессиональная социализация" суммирует в себе такой объем качественных характеристик, который необходим человеку для реализации профессиональной "Я-концепции".

В процессе профессиональной социализации предполагается личностная активность, поскольку взаимодействие и воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и включает в себя набор характеристик. Например: целеобразование, мобилизация субъекта деятельности, построение стратегий деятельности. А это, в свою очередь, требует совершенствования знаний, представлений о профессии, изменение уровня притязаний, мотивации. Можно предположить, что личность со сформированной "Я-концепцией" и развитой мотивационно-когнитивной характеристикой сможет успешнее освоить профессиональную социализацию.

Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи профессиональной деятельности. В процессе профессиональной социализации человек неизбежно вступает в общественные отношения с другими людьми, которые относятся к данной профессиональной среде. Овладение профессиональными характеристиками носит развернутый во времени динамический характер, формирует человека и реализует его концепцию "Я-профессионала".