Построение рефлексивной практики развития творческого коллектива

Растянников А. В.

Институт психологии РАН

Традиционно в психологии исследования коллективного творчества проводились на материале либо научных, либо художественных коллективов, т.е. тех, которые являются творческими, что называется, по определению, или в силу творческого содержания своей деятельности. Однако, за последние несколько лет в системе образования появились педагогические коллективы, строящие свою деятельность на принципе совместного инновационного поиска. Творческий характер этих коллективов обусловлен не только творческим содержанием их деятельности (хотя и это не маловажный фактор), но и особой системой внутриколлективных отношений, которые можно определить, как сотворческие. Генезис сотворческих отношений в этих коллективах осуществлялся при посредстве Института рефлексивной психологии сотворчества (г. Москва), сотрудниками которого разрабатывается метод культивирования коллективной способности к совместной инновационной деятельности. Этот метод - рефлексивно-гуманистической практика сотворчества. Основная ценность данного метода заключается в культивировании у коллектива способности к творческому саморазвитию. В концептуальной же основе рефлепрактики лежат следующие базовые идеи.

Способность субъекта творчества (как индивидуального, так и коллективного) к саморазвитию своей творческой способности есть его способность к развитию своих регулятивов мышления, общения, взаимодействия. Эти регулятивы можно представить, как подразумеваемые (имплицитные) содержания (Степанов С. Ю., Семенов И. Н., 1990), которые в ситуации совместного творчества выступают смыслопорождающей основой отношений членов коллектива к четырем сферам сотворчества: 1) творческая задача, 2) индивидуально-психологические особенности членов группы, 3) процессы взаимопонимания в коллективе, 4) процессы взаимодействия и кооперации совместных усилий. В процессе сотворчества происходит переосмысление индивидуальных и коллективных подразумеваемых содержаний, их развитие. Механизмом такого развития выступает рефлексия. Коллективная рефлексия позволяет, с одной стороны, эксплицировать имплицитные коллективные представления о совместном творчестве и концептуализировать их (т. е. осмыслить их как адекватные, но только для определенного круга творческих ситуаций и задач), а с другой стороны, персонифицировать новые представления о сотворчестве, которые в данной творческой ситуации будут более адекватными и будут выступать в качестве реальных регулятивов поведения.

Таким образом, способность коллектива к творческому саморазвитию определяется его способностью к рефлексии своих имплицитных представлений. Эта идея лежит в основе построения рефлепрактики. Наиболее конструктивное и нетравмирующее самопознание (рефлексия) возможно при саморазотождсствлении субъекта с самим собой, поэтому в рефлепрактике организуются условия для безопасного самопознания через создание особого психологического иномира. В рефлексивном иномире становится возможным проживание человеком другой, отличной от его собственной, профессиональной позиции и существование в ином психологическом альтер-эго, благодаря чему отдельный человек и весь коллектив в целом могут опробовать новые способы поведения и с иной точки зрения взглянуть на свои привычные пути профессионального и личностного самоосуществления.

В целом, этапы рефлепрактики можно охарактеризовать так:

1) создание условий иномира и совместное вхождение в иномир участников рефлепрактики и психологов-ведущих;

2) проживание в иномире значимой для коллектива проблемно-конфликтной ситуации и попытка ее разрешения;

3) рефлексия проживания с выявлением основании мышления и поведения, которые необходимо преобразовать для конструктивного разрешения проблемно-конфликтной ситуации;

4) формулировка принципов действия в предстоящих аналогичных ситуациях;

5) опробование новых принципов в реальных профессиональных ситуациях;

6) подведение итогов рефлепрактики, обсуждение ее возможностей для культивирования творческого потенциала коллектива.