Исследование продуктивности запоминания методом подпороговых воздействий

Реденков Ю. Н.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Давно замечено, что человек при определенных условиях демонстрирует исключительные возможности к запоминанию различного материала. Однако, лишь в последние десятилетия предприняты попытки перейти от описания такого рода феноменологии к разработке практических схем использования сверхзапоминания. Это проявляется, в частности, в создании ряда нетрадиционных методов обучения (релаксопедии, гипнопедии, суггестопедии и др.).

Нами проведено исследование, целью которого было выявить различия в эффективности запоминания при применении суггестокибернетического метода (СКМ) в обычном состоянии субъекта и в "особых", индуцированных с помощью специальных приемов, состояниях. В качестве "особых" были использованы два состояния: первое вызывалось сознательной релаксацией субъекта, второе индуцировалось также как и первое, но при этом подкреплялось предъявлением дополнительной аутогенно-суггестивной информации (специальным образом организованной системы фраз) на неосознаваемом уровне. На наш взгляд, второе состояние должно было быть более эффективным в плане релаксации. В случае "особых" состояний запоминаемый материал (русско-английский словарь) предъявлялся посредством СКМ: в больших количествах (1500 пар), многократно, но с малой длительностью экспозиции (100 мсек. на однократное предъявление единицы запоминаемого материала).

Итоги исследования показали:

1. Применение СКМ приводит к безусловному повышению эффективности мнемической деятельности (во всех, без исключения, случаях процент воспроизведения изученного сериала в случае его предыдущего запоминания без использования СКМ был ниже). Данная часть исследования проводилась так, что ни испытуемые, ни экспериментатор не знали, какая часть изучаемого материала предъявляется обычным способом, а какая - посредством СКМ.

2. Попытки испытуемых запоминать материал в условиях СКМ без использования техники релаксации приводили к резкому ухудшению их эмоционального и физического состояния. Испытуемые сообщали, что такие неприятные последствия могут длиться в течение 3-5 суток по окончании очередного сеанса исследования. Общая работоспособность при этом значительно падала.

3. Самые высокие результаты мнемическои деятельности испытуемые демонстрировали при запоминании в "особом" состоянии с неосознаваемым восприятием аутогенно-суггестивной информации. В этом случае также выше наклон кривой зависимости эффективности обучения от количества проведенных экспериментальных сеансов.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют в пользу необходимости изменения состояния обучающегося суггестокибернетическим методом в направлении релаксации. Они также позволяют предположить существование "оптимального" для мнемических процессов состояния субъекта, в котором происходит резкое повышение потенциальной способности к запоминанию, позволяющее применять "интенсивные" методы обучения, и которое может быть охарактеризовано в частности через термины внешней, физической релаксации.