Проблема восприятия зрительного контрастаРыжов С. А.МГУ им. М.В. ЛомоносоваВ настоящее время в психофизиологических исследованиях зрительного анализатора большое значение придается ахроматическому контрасту, который ответственен за возникновение многочисленных оттенков серого цвета. В частности, существует два подхода к теории ахроматического восприятия. Один из них предполагает, что ахроматические стимулы могут быть представлены на единой шкале всеми градациями серого цвета от белого до черного. Однако в последнее время все большее распространение получает другой подход, показывающий, что для оценки светлоты ахроматического объекта необходимо два измерения (Heggelund 1974, Измайлов и Соколов 1991). Для проверки гипотезы о двумерности ахроматического восприятия было проведено экспериментальное исследование. Изучалось восприятие ахроматических стимулов в условиях сложного зрительного поля, представленного зрительным паттерном в виде двух концентрических кругов (тестового и фонового) на общем поле фиксированной интенсивности. При этом изменение теста и фона варьировалось случайным образом. Задачей наблюдателей была оценка степени различия тестовых стимулов. В эксперименте участвовало 6 испытуемых. Было использовано 30 стимулов, которые в каждом эксперименте образовывали 435 пар, и которые предъявлялись не менее, чем по два раза каждому испытуемому. Полученные данные показывают, что для ахроматических цветов необходимы два измерения. При этом все 30 градаций серого цвета между белым и черным определяются соотношением возбуждений "яркостного" и "темнового" нейронных каналов. Измерение светлоты можно представить углом поворота вектора на плоскости, где стимулы расположены на окружности в пределах 180 градусов. Использование данной модели так же позволяет объяснить некоторые феномены цветового зрения. |