Психологические аспекты современного мифа

Сатин Д. К.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Понимание мифа как вымысла, сказки - результат позднего художественного оформления самобытной мифологии, когда миф оказывается вырванным из того жизненного контекста, в котором он появился, и тем самым потерявший свое понимание "подлинное, реальное событие". Начиная с середины XX века многие авторы исследуют миф именно с этой позиции.

Усматривая важную роль мифа в психологии реального человека, мы предлагаем следующее определение мифа: миф - продукт имагинативного творчества, представляющий собой универсальное средство решения жизненных задач человека.

Построим уровневую классификацию задач, для решения которых необходимо прибегнуть к мифу. Выбор мифа зависит от самой решаемой задачи.

Четыре уровня:

1. Индивидуальный уровень. Здесь выделяются два подуровня:

1.1. Физиологический (телесный) уровень - задачи по управлению телесными функциями. Ярким примером здесь будут техники Йоги, основанные на "означивании" неосознаваемых физиологических функций и тем самым переводящий их на осознаваемый уровень. Здесь миф, предлагаемый пользователю даст возможность экстериоризации физиологических функций, и тем самым делает их доступными их сознательному управлению.

1.2. Психологический уровень - задачи разрешения всевозможных противоречий и конфликтов, представленных в сознании человека. К таковым относятся по крайней мере:

  • конфликты после принятия решения:
  • противоречия между мотивами субъекта и требованиями среды;
  • несоответствие между ожидаемым и действительным результатом поступков и действий;
  • противоречия, возникающие из-за дифференциации сознательных представлений;
  • противоречия, возникающие в любом языке в связи с тем, что непрерывная внеязыковая действительность категоризируется в дискретных значениях.

Поскольку логических путей разрешения нет, остается прибегнуть к мифу, алогичному, эмоциональному, "сводящему все к первоначалу".

2. Социальный уровень - задачи по регулированию, сохранению и структурированию общественных отношений там, где другие регуляторы, такие как совместная деятельность и пр., либо ослаблены, либо недостаточны; а также задачи принятия социальных ролей и позиций.

3. Культурный уровень - задачи по удержанию моральных, нравственных норм.

Ни одно предписание морали не существует вне мифической оболочки, которая часто при ссылке на данную норму опускаются. Мы не имеем других внутренних способов оперирования нормами морали как творческое воображение.

Существенно то, что этот уровень является базовым по отношению к предыдущим, то есть является условием существования описанных уровней мифологии, так как большинство мифов фиксируется в культуре, и несомненно, что все они определены особенностями именно этого уровня. Этот уровень является универсальным отношению к остальным. Это значит, что он не только определяет их развитие, но и несет в себе большинство структур и предметных образов, необходимых для построения мифов более низкого порядка.