Возрастная динамика развития пространственного мышления школьников

Сердакова К. Г.

Самарский государственный педагогический университет

Окружающая действительность нередко предстает перед нами в пространственных формах и поэтому любая человеческая деятельность связана как с самими предметами, так и их образами. Изучаемое нами образное мышление содержит возможности преодоления стереотипов, т.е. способствует развитию творческих потенций, что очень важно для полноценного психического развития личности. Помимо этого, в школьном обучении не всегда удается установить психологические причины неуспеваемости учащихся, в частности, в области математических дисциплин. Большую актуальность приобретает проблема образного видения объекта, оказание психологической помощи учителям и учащимся по имеющейся проблеме, а также скорейшее внедрение результатов научных исследований в практические формы и методы обучения в школе.

Развиваемые в отечественной психологии положения о зависимости психического развития ребенка от особенностей содержания и структуры деятельности, о формировании внутренних психологических образований на основе внешней материальной деятельности являются исходными для нашей работы.

Исходя из данных многих психолого-педагогических исследований (И. С. Якиманская, X. Я. Кадаяс, И. Я. Каплунович) следует, что пространственное мышление является разновидностью образного мышления. К сожалению, накопленные в отечественной психологии данные о путях и способах развития и формирования пространственного мышления, в настоящее время не находят должного применения в школьной практике из-за недостаточности психологической культуры в школе, что порождает некую формализацию приобретаемых школьниками знаний.

В исследовании рассматривается и анализируется эмпирический материал, характеризующий уровень развития пространственного мышления школьников различных возрастных и социальных групп (город-деревня). Исследовалось развитие пространственного мышления школьников 3,5,7, и 9 классов методом срезов по единой (хотя и воэрастно-адаптированной нами) методике.

Проведенный сравнительный анализ уровня развития пространственного мышления школьников села к города позволяет говорить о том, что развитие пространственного мышления в школьном возрасте носит нелинейный характер. После интенсивных сдвигов в младшем школьном возрасте имеет место плато в среднем школьном возрасте, сменяющееся подъемом у девятиклассников. Этот факт указывает на необходимость внесения некоторых изменений в традиционные программы школьного обучения. Это подтверждает предположение И.С. Якиманской о подвижности и динамичности образов младших школьников.