Изменение стереотипа школы после ее окончания

Трушкова С. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Возникшая более 70 лет назад концепция стереотипа накопила многочисленные эмпирические исследования различных видов стереотипов. Изучены национальные, этнические, ролевые, половые, возрастные, статусные стереотипы. Среди причин, ведущих к образованию стереотипов выделяется недостаточная информированность об объекте. Но, поскольку в основе формирования стереотипов лежит процесс категоризации, охватывающий и хорошо знакомые объекты, стереотипизации подвержены и известные социальные объекты.

В рамках этого утверждения и выполнено проведенное автором исследование, в котором участвовали 170 учащихся общеобразовательной школы, 160 учащихся гимназии, 100 студентов непедагогического вуза. Им была предложена анкета, вопросы которой имели вид развернутых биполярных шкал. Получены следующие результаты. Разделяемый подгруппами учеников стереотипный образ школы содержит в себе две эмоционально-нагруженные составляющие - негативную оценку, распространяющуюся на уровень знаний, даваемых школой, необъективность выставления отметок учителем, школьные учебники и программы, состояние школьного здания и, видимо, как следствие этого, - на общую оценку школьного образования, и позитивную оценку, охватывающую область общения с друзьями в школе. Стереотип школы у студентов по сравнению со школьниками претерпел ряд изменений - исчезла оценка учебников и школьных программ. Таким образом, можно сделать следующие выводы: у студентов них отсутствует детальное видение образовательной стороны школьной жизни, они уже не делают акцент на необходимости изменения программ и написании доступных учебников, отсутствует в их стереотипе и негативная оценка внешнего вида среды обучения. Вместо этого появляется мнение о том, что главным в школе было общение с друзьями, а не учеба. Таким образом, у студентов в стереотипе школы отсутствуют составляющие, переставшие быть актуальными, а акценты видения школы смещаются в сторону усиления положительной эмоциональной оценки.