Особенности когнитивного стиля у студентов психологов

Тютрина Н. Л.

Бийский государственный педагогический институт

Одной из задач дифференциальной психологии является исследование индивидуальной специфики процессов получения и переработки информации у представителей различных профессий, которая в общем виде обозначается как "когнитивный стиль" ("как" человек думает?).

Для нашего исследования представляет значительный интерес вопрос о том, как происходит мыслительный процесс у психолога. Каким представляется "образ мира" у представителей данной профессии.

Для диагностики когнитивного стиля был использован тест Г.А.Берулава "Диффереициальность-интегральность" ("ДИ"), характеризующий индивидуальные особенности понимания, который относится к категории проективных методик и допускает разнообразие всевозможных ответов. Тест "ДИ" состоит из 15 сюжетных картин, при предъявлении каждой из которых испытуемому надо ответить на вопрос "Что изображено на картинке?".

Исследование проводилось на базе Бийского педагогического института, было исследовано 179 студентов-психологов.

Проведенное исследование показало, что интегральный когнитивный стиль сформирован у 16.2% студентов-психологов, где 10.6% приходится на чистые стили. К чистым интегральным когнитивным стилям мы отнесли интегрально-теоретический (ИТ), составивший 7.8% выборки, он диагностируется нами в том случае, если смысл предъявляемой ситуации был воплощен для субъекта в одном, чаще всего абстрактном понятии. Интегрально-деятельностный когнитивный стиль (ИД), составивший 1.7% выборки имеет место тогда, когда, оцениваясь как единый смысловой образ, ситуация воспринималась в динамике. При интегрально-эмоциональном когнитивном стиле (ИЭ) ситуации придавалась эмоциональная насыщенность, этот стиль составил 1.1% от общей выборки. На полюсе "интегральность" нами были выделены смешанные когнитивные подстили, они составили 5.6% (причем было выделено два стиля: ИТ-ДТ - 1.1%, ИТ-ИЭ - 4.5%).