Особенности агрессивности старшеклассников

Устинова Н. Е.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте. Исследования несовершеннолетних показали, что агрессия в этом возрасте еще не является следствием устойчивых новообразований индивида, поэтому именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.

С помощью существующего методического аппарата было произведено исследование агрессивности старшеклассников. В качестве испытуемых выступали ученики 10-11 классов средней школы (было сформировано две выборки, уравненные по полу).

Предполагалось, что агрессивность представляет собой характерную особенность старших подростков, акцентуируется в этом возрасте и имеет специфику проявлений в зависимости от пола. В исследовании также проверялось положение о наличии зависимости между агрессивностью личности и такой производной ее самосознания, как когнитивная сложность. Поскольку когнитивно сложные люди имеют больше степеней свободы в поведении и более компетентны в сфере общения, можно предположить, что-то их поведение характеризуется меньшей степенью агрессивности, так как в арсенале их поведенческих паттернов содержится большое число неагрессивных но эффективных в проблемных ситуациях способов поведения.

Полученные результаты показали, что девушки более склонны выражать агрессивность косвенным путем, для них характерна большая враждебность и тревога на фоне более высокого уровня самоуважения. Юношей отличает меньший интерес к своему внутреннему миру и ярче выраженная способность находить конструктивные пути для реализации собственной агрессивности.

У девушек даже в случае диагностики социально неодобряемых свойств (таких, как агрессивные) самооценки могут использоваться как надежное средство диагностики. Самооценки юношей не могут служить источником достоверной информации.

Прямой связи когнитивной сложности с агрессивностью девушек выявлено не было. Тем не менее факторный анализ показал, что когнитивная сложность девушек играет решающую роль в снижении уровня страхов, что является значимым показателем личностной зрелости. У юношей с ростом когнитивной сложности снижается физическая агрессия, повышается интерес к своему "Я", ответственность перед собой и социумом.