Особенности мотивационного и эмоционального профиля у лиц, склонных к наркоманиям

Фоминенкова Н. А.

Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

В последние годы резко возросло число случаев употребления наркотиков, в особенности алкоголя, среди подростков. Половина поставленных на учет в специализированных диспансерах - школьники. К сожалению, до сих пор изучению психологических аспектов этого явления уделялось недостаточно внимания.

Нами было проведено исследование по изучению расстройств мотивационной сферы у лиц, склонных к алкоголизму.

Была использована комплексная методика, включающая следующие методы:

1. Скрининг-анкета для определения уровня алкоголизации (С.В. Ковалев)

2. Опросник "Мотивационный профиль личности"

3. Опросник для выявления особенностей мотивации употребления алкоголя (В.Ю.Завьялов)

4. Тест-опросник для измерения мотивации аффилиации (Д.Ш.Магомед-Эминов)

В ходе экспериментального исследования было подтверждено предположение о наличии определенных отклонений в мотивационной сфере учащихся, употребляющих алкоголь. Выявлены следующие особенности:

1. Повышенной напряженностью обладает мотивационная тема "пагубные пристрастия (пьянство)", мотивом которой является употребление алкогольных напитков.

2. Характерно заметное повышение общего уровня мотивов поддержания (жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус) над развивающими (общая активность, творческая активность, общественная полезность).

3. Высока степень схваченности сознания влечением к алкоголю, высок уровень мотивации приема алкоголя за счет личностных потребностей, реализующихся при посредничестве алкоголя, ожиданий личностью значимых психологических эффектов опьянения.

4. Не удовлетворяется потребность в аффилиации, что позволяет судить о неудовлетворительном состоянии навыков общения.

Ряд особенностей обнаружен в эмоциональной сфере.

Поскольку среди обследованных не было лиц с четвертой стадией алкоголизации (больных алкоголизмом), правомерно предположить, что выделенные особенности являются факторами риска по наркомании и токсикомании. Соответственно, с учетом этих особенностей необходимо строить и коррекционно-профилактическую работу.