Психологические особенности самоопределения личности в переходные периоды жизненного цикла

Антипов А. А.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Цель данной работы состоит в исследовании особенностей самоопределения личности в различные переходные периоды жизненного цикла, а именно в период перехода от старшего подросткового возраста к юности (18-23 года) и от юности к расцвету (27-33 года) . Общность задач развития в этих возрастах определяется мировоззренческим выбором. Юность- это решающий этап становления мировоззрения, ценностной карты мира, а кризис 30 лет - переосмыслением уже осуществленного выбора (профессии, жизненных целей, идеологии) . Мировоззренческий поиск личности включает в себя социальную ориентацию, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Механизмом достижения личностной идентичности является идентификация с определенной совокупностью идеалов.

Общество предлагает для личности определенные формы ритуализации, позволяющей эффективно разрешить психо-социальный кризис. Такой ритуализацией для юношеского возраста является идеологическая ритуализация, предполагающая такие формы взаимодействия личности и общества, в которых возникает возможность соотнести систему идей, идеалов, ценностей с социально-нормативной заданной и благодаря этому осуществляется процесс самоопределения. Самоопределение может проходить двумя путями: через кризис и самостоятельное преодоление и через принятие идей в готовом виде, в силу реализации авторитарных, субмиссивных установок личности. Во втором случае самоопределение происходит посредством принятия ценностей определенных организаций и групп. Такие группы характеризуются как любые авторитарные иерархические организации, которые прибегают к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и подчиненными лидерам и доктрине. Основными критериями данных групп являются следующие: 1) Наличие “ высшего”. 2) Существование образца для подражания (идеального или реального), стремление ему следовать. 3) Четкая иерархическая лестница, система званий и должностей. 4) Наличие чувства “нужности” группе и зависимости от нее у членов. (Ты без группы не можешь и группа без тебя. Стремление к проведением параллели группа - семья.) 5) Преобладание группового мышлении над индивидуальным. (не надо думать что делать, а надо думать как сделать) . 6) Четкая система наказаний и поощрений.

Задачи данной работы включали:

  1. Исследование особенностей ценностных установок и ориентаций у членов авторитарных иерархических групп, на примере Новой Религиозной Организации (НРО), “Церковь Объединения”.
  2. Исследование причин вступления в авторитарные иерархические группы в переходные возраста.

В первом исследовании участвовали юноши и девушки, в возрасте 18 - 24 лет, составившие экспериментальную (НРО) и контрольную группы. Не вдаваясь в подробности отметим только то, что данная НРО значительно отличается от канонического (библейского; традиционного) христианства.

В исследовании был использован метод незавершенных предложений, модифицированный с учетом религиозной специфики. Были выявлены следующие особенности экспериментальной группы в сравнении с контрольной: отрицательное отношение к своему прошлому, завышенное чувство вины, гиперпозитивное отношение к будущему, гиперпозитивные жизненные цели. Отмечено, что для молодежи из "Церкви Объединения" характерно некоторое безразличие и даже явно негативное отношение по отношению к сексуальной жизни. Другой особенностью ответов испытуемых из НРО было специфическое понимание ими семьи, матери, отца, как физических, так и духовных ("Истинных") родителей. Примерно у 48 процентов испытуемых из этой группы произошло замещение физических родителей на духовных.

Можно видеть, что у молодых людей из экспериментальной группы на фоне отрицательного отношения к своему прошлому резко завышено отношение к будущему и жизненные цели. Так же видна в целом положительная картина по отношению к остальным темам, тогда как у юношей и девушек из контрольной группы наблюдается достаточно большой разброс в оценке своих жизненных позиций. Таким образом, можно констатировать, что условия самоопределения юношей в контексте авторитарных иерархических групп включают отрицание прошлого и истории личности, жесткий контроль идеологического мировоззрения, системы жизненных целей и межличностных установок.

Второй задачей исследования стало изучение причин вступления в иерархические авторитарные группы. Нами было проведено анкетирование сотрудников Муниципальной милиции г. Москвы (21 чел.) и Криминальной милиции г. Жуковский (15 чел.). Возраст участников составлял 20 - 42 года. Следует отметить специфику выборки из Муниципальной милиции: в данную структуру набирали в основном лиц уже получивших высшее образование. Специально разработанная нами анкета включала в себя 18 утверждений, соответствующих следующим шкалам: интеллектуальные причины вступления, стремление к защите и стабильному положению, социальные причины, духовные и стремление к самореализации и самопознанию. Так же анкета включала в себя некоторые анкетные данные, такие как: возраст, стаж, возраст вступления в данную организацию. В результате мы получили следующие данные: доминирующими причинами вступления были “стремление к защите и стабильному положению” (70,8%), “интеллектуальные” (68%) и “стремление к самореализации и самопознанию” (33,8%) . Далее было замечено, что основные возраста вступления в данные организации это 20 - 24 и 29 - 30 года. (в Муниципальной милиции на первый период приходится около 30%, на второй около 60%. В Криминальной - ~70% и ~20% соответственно). Таким образом, поступление на работу в данные структуры в основном приходится на переходные возрастные периоды жизненного цикла.

Данные исследования не могут показать всю картину психологического развития, самоопределения, мировоззрения и идеологии в переходные возраста и влияние на них различных авторитарных и иерархических организациях. Но их можно рассматривать как один из первых шагов в изучении этих проблем.