Оценка личностных особенностей в коммуникативных ситуациях

Гоман А. М.

МГУ им. М.В. Ломоносова

На современном этапе развития общества чрезвычайно важное значение приобретают процессы обмена информацией, которые имеют не только социальные, но психологические последствия. В связи с этим представляется актуальным изучение особенностей личности в процессе коммуникации. Под коммуникацией в данном случае понимается различного рода социальное взаимодействие, сопровождающееся описанием и передачей информации. С точки зрения используемого в работе социально-психологического подхода наибольший интерес представляет исследование проявления личностных особенностей в коммуникативных ситуациях, а также изучение коммуникативных возможностей личности.

Важным аспектом социально - психологического анализа личности является его практическая, диагностическая направленность. Разработка диагностических методик является важным направлением в социальной психологии. Целью данного исследования является оценка проявления личностных особенностей в коммуникативных ситуациях. Исследование основано на системе диагностических процедур, базирующихся на теоретических взглядах К.Юнга, а также его системе типологии личности. Проведенное исследование опирается на методику MBTI (Myers Brigs Tyhe Indicator), оцениваются личностные параметры по четырем основным шкалам (экстраверсия-интроверсия, сенсорика- интуиция, сочувствие-рациональность, оценивание-восприимчивость).

Центральное место в данном исследовании занимает анализ поведенческих упражнений, в которых личностные особенности проявляются в коммуникативных ситуациях. Было рассмотрено два вида упражнений, включающих в себя в одном случае групповую дискуссию, в другом - публичное выступление.

В ходе групповой дискуссии оценивалась способность к устному обобщению, способность налаживать взаимоотношение с людьми, гибкость поведения. Публичное выступление позволяет оценить как коммуникативные навыки, умение изложить свою позицию, так и способность к устному обобщению, аргументированность и системность изложения. В каждой из анализируемых коммуникативных ситуаций оценивались индивидуально-типологические особенности участников по параметрам MBTI.

В исследовании принимало участие 12 человек. Они являлись членами молодежной политической организации, их возраст был от 18 до 33 лет.

Во время проведения упражнений активная роль отводится экспертам, которые наблюдают за участниками. За поведением участников одновременно ведут наблюдение три эксперта, это является достаточным для получения надежных данных. Используется специальная схема наблюдения - наблюдатели оценивают личностные параметры по заданным критериям. Выбирается слеледующий способ фиксации результатов, в ходе оценки наблюдатель записывает результаты наблюдений в специальных бланках, которые имеют стандартную форму.

Наблюдатель оценивает поведение участников по заранее имеющейся шкале, набору критериев. Готовые критерии оценки личностных параметров облегчают процесс наблюдения, повышают надежность, достоверность определения личностных особенностей в коммуникативных ситуациях.

Критерии составлены с учетом определения личностных параметров методики MBTI, а также соответствия их рассматриваемым упражнениям.

Использование методики MBTI представляется перспективным, потому что в ней заложены наиболее общие характеристики личности, связанные со способом взаимодействия с окружающей действительностью. Это имеет большое практическое значение, так как облегчает процесс работы наблюдателей, а также повышает надежность определения личностных особенностей в коммуникативных ситуациях.