Проблемы психологической адаптации больных ДЦП

Тюрин А. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Особенность детского церебрального паралича (ДЦП) состоит в том, что больные живут с ним всю жизнь. В большинстве случаев физическое состояния больных улучшается, но сохраняются ограничения деятельности: снижение возможности передвижения, нарушения речи и др. Больные ДЦП являются инвалидами.с детства. Почти все исследования этой категории инвалидов ограничивались изучением формирования психических процессов детей, что было связано с необходимостью получения этими детьми обязательного начального и среднего образования. В этих рамках получила свое развитие отечественная дефектология. Изучение больных более старшего возраста не проводилось.

В настоящее время статус инвалида в России изменился. Период 90-х годов государство проводит антидискриминационную политику по отношению к людям с отклонениями в развитии. Закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми. Происходит переход от жесткого противопоставления общества и инвалида к интеграции инвалида в обществе.

Потребность интеграции инвалидов в обществе поставила перед специалистами новые задачи. Актуальность изучения проблемы потребностей инвалидов связана с адаптацией их в социуме. В связи с этим возникает необходимость проведения психологических исследований особенностей развития личности у инвалидов, в частности больных с ДЦП. Предварительно проведенные нами исследования показали, что в основе особенностей личности испытуемых лежит тревожность. Дальнейшая работа в этом направлении позволила выявить одну из причин тревожности, которая заключается в наличии у некоторых больных действия механизма расщепленияЯ. Самосознание пациентов бывает расколотым на два Я: внутреннего, неразвитого; и внешнего защитно-грандиозного.

Двойственность Я оказывает влияние на другие аспекты психического функционирования. Так, к примеру, она затрудняет достижение высокого уровня в профессиональной деятельности.

Мотивация профессиональной активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху. Интересно, что больные с подобной структурой самосознания учились в массовой школе. Возможно недостаток приобретения в детстве опыта преодоления бытовых трудностей, постоянная гиперопека со стороны родителей способствовали формирования данного защитного механизма. Психологическая помощь подобным больным в настоящее время не развита. Цель работы с ним состоит в развитии внутреннего Я: переход от дихотомичного восприятия мира к многополюсному, от черно-белого к цветному.