Принципы построения связующего номера в рамках социально-психологического тренинга как системы взаимосвязанных номеров

Пыркова Т. С.

Экспериментальная студенческая школа практической психологии и арт-методов развития личности

Практика проведения СПТ в рамках тренинга делового общения доказала принципиальную возможность построения тренинга на основе одного номера и соответствующего обрамления его вводными и заключительными процедурами (вступительное слово ведущего о целях и задачах, заключительное подведение результатов). Однако достаточно часто в практике приходится сталкиваться с тем, что в программе одного тренинга нужно учитывать разнообразные запросы, предъявляемые аудиторией. В данном случае тренинг требует программного обеспечения, то есть системы нескольких номеров.

В нашей работе продолжено исследование, связанное с дальнейшей разработкой средств структурирования групповой активности и рассмотрен вопрос, о принципах построения взаимоотношений между номерами одной программы. Представлены только некоторые определяющие аспекты построения композиции и реализации взаимосвязей внутри системы номеров. Для этой задачи нам пришлось обратиться не только к практике активного социально-психологического обучения, но и к области искусства, учитывая, что программа тренинга - это всегда определенная композиционно выстроенная система, так как структурированный тренинг по своему образному ряду может быть рядоположен с динамическими системами художественного воздействия, как-то цирк, кино, театр, эстрада и т. д. Отсюда возникают определенные требования к композиционному построению программы, к ее целостному единству для оказания требуемого социально-психологического воздействия. Драматургичность программы, проблематика организации последовательного событийного ряда, тоже не может остаться за пределами внимания разработчиков конкретной программы. Таким образом, одной из задач создания системы взаимосвязанных номеров выступает необходимость проектирования переходного звена (связующего номера).

Применение номера-связки может быть проиллюстрировано на примере метафоры цирка: коверные (клоуны) пародируют предыдущий номер, за счет чего продолжают поддерживать у публики неустанный интерес к цирковому зрелищу. В их выступлении непременно присутствует некий трюк, некое событие, которое содержит в себе одновременно и отголоски предыдущего номера, и предвосхищение следующего [Гуревич З.Б. “ О жанрах советского цирка” М.1977; Жуков Ю.М. “Эффективность делового общения” М.1988]. Эта метафора, на наш взгляд, передает достаточно точно смысл включения номера-связки в определенную последовательность номеров, сходных между собой по способу воздействия для их соединения в единое целое. Попробуем проследить возможные аналогии: заканчивается один номер тренинга, он происходил в определенном выстроенном только для него психологическом пространстве. Следующий номер требует своего, также специально организованного пространства. Здесь и возникает идея о необходимости номера - связки. На сегодняшний день такой переход, как правило, отсутствует. По своему назначению номер-связка должен выполнять задачи:

  1. краткое отражение предыдущего номера и предвосхищение результатов будущего;
  2. поддержание интереса у участников тренинга к происходящим событиям;
  3. эмоциональная разрядка, если события на тренинге строятся интенсивно.

С цирковым номером-связкой как некоторой метафорой переходного номера тренинга перекликается предложенный В.Э.Мейерхольдом принцип “предыгры” (предыгра - это то актуальное, что накапливается, растет и ждет своего разрешения). [Мейерхольд В.Э. “О некоторых вопросах пространств композиции спектакля”]. Мы можем выдвинуть следующие принципы построения связующего номера. С одной стороны, он должен включать в себя следующие этапы: 1) этап отражения и краткого эмоционального итога предыдущей части (всего предыдущего номера и желательно при учете всей цепи событий программы в целом); 2) этап — собственно переходный момент, который может быть организован и как жесткая постановка семантического полимодального якоря, и как постепенное перетекание из предыдущего номера в последующий (нас будет особо интересовать первый случай как отвечающий задачам выявления образного ряда систем); 3) этап, где происходит подготовка и предразыгрывание ситуации последующего номера, создается позитивная установка на предвосхищение определенных коллизий, которые могут последовать вслед за окончанием номера связки. Связующий номер по своим параметрам несамоценен. Его реализация возможна лишь в системе номеров. По своему функциональному назначению он учитывает возможность эмоционального спада после прохождения участниками процессов объективации первого номера и необходимости подготовки к повышению интенсивности воздействия в сопряженном, последующем номере с одной стороны, а с другой, наличие такого номера предоставляет отличную возможность для транслирования образной системы непосредственно от тренеров участникам тренинга, что отвечает задачам выработки связного и целостного представления об изучаемом предмете. Следующим может быть выдвинут принцип нерефлексивности данного номера со стороны участника. В этом номере всегда должна скрываться загадка, определенная тайна, связанная с антиципативными моментами в отношении последующего номера. Подразумевается, что участники, хотя и смогут определить и "прочитать" внешнюю фабулу номера-связки, но в самой структурной ткани построения номера-связки должен содержаться некоторый фокус, "трюк", который, будучи связан с его непосредственным представлением перед участниками и с каждым из них (в смысле восстановления предшествующих событий) в то же время, за счет его выполнения тренером, или ассистентом “отстраняется” от участников, приобретая некоторый элемент зрелищности, и что в нашем случае становится особо актуальным, — поучения. Номер-связка должен быть составлен таким образом, чтобы его поучительный момент вызывал у участников желание проидентифицировать себя с исполнителем, произведя самодиагностику и соотнеся свои возможности и возможности, демонстрируемые исполнителем, а также желание попробовать его воспроизвести в дальнейшем, т.е. трюк, лежащий в основе номера-связки, (хотя бы только и в восприятии участников), не должен быть достаточно сложным. Мы рассмотрели еще один принцип построения связующего номера: наличие точки трюкового превращения как внешне сформированного события, в котором в интенции уже скрыты возможности интериоризации некоторых свойств, предметного материала, предметного содержания будущего номера. При описании номера связки необходимо помнить о соответствии выбираемых выразительных средств для его реализации всему образному ряду выстраиваемой системы. Связующий номер вбирает в себя особенности выразительных средств каждого из номеров системы, осуществляя взаимопроникновение образного ряда основных номеров. Последний принцип, — это чувство меры. Связующий номер не должен перерастать в самостоятельный номер в ходе проектируемой программы тренинга. В противном случае он может переориентировать смысл и назначение всей системы в целом. В основном, номер связка всегда связан с демонстрацией некоторых умений, которыми владеет ведущий и не владеют некоторые из участников, вследствие чего номер связка выступает как репрезентация эталонной модели. Для того, чтобы такой показ не понизил самооценку участников тренинга до критической степени, предполагается чтобы эта демонстрация происходила в ироничной, самопародийной форме с соблюдением дистанцированности между тренером и персонажем, представляемым им участникам. Принцип демонстрационности накладывает определенное ограничение на место номера-связки в проектируемой системе. Как известно, сутью основных номеров является овладение участниками каким-либо из аспектов рассматриваемой темы, что и создает основное отличие номеров системы от связующего номера.