Формирование действия оказания помощи у младших школьников

Плотникова Ю. Е.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Осуществлена попытка исследования проблемы морального развития в теоретическом и практическом планах с позиций теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий (ПФ). Практическая часть исследования может рассматриваться как попытка разработки принципа для образовательных программ по моральному развитию в начальной школе

Процесс усвоения моральной нормы оказания помощи может быть описан с помощью терминологии теории ПФ как прохождение этапов. Материальный этап - проживание ситуации морального выбора, столкновение с реальностью, требующей принятия самостоятельного решения по поводу дальнейшего поведения. Накопление таких ситуаций является моральным опытом субъекта. Далее происходит осмысление прожитого, что может выступить в форме обсуждения, дискуссий с другими людьми, ведения дневника или рефлексии. Этот период соответствует громкоречевому.

Осмыслив опыт, субъект начинает вести себя согласно прошлому, когда действие не противоречит мысли. Этап умственных действий предполагает такую согласованность.

Теория ПФ дает уникальную возможность определить специфику морального действия, имеющего статус ориентировочного. Важными аспектами морального действия являются: 1) структурный (модель осуществления морального выбора, ООД), 2) содержательный (реальный материал, содержание ситуации морального выбора).

Исходя из положения об иерархизированном строении ориентировочной деятельности[1], интегрируя когнитивные модели из западной психологии[2], описывается ориентировочная основа действия оказания помощи (ООД): 1) субъектом оценивается ситуация, ее противоречивость, 2) оценивается причастность самого страдающего, 3) оцениваются затраты по оказанию помощи, 4) оцениваются отношения между помогающим и жертвой, 5) оцениваются реакции других людей, 6) оценивается свое состояние, 7) оценивается, как акт оказания помощи отразится на самооценке. На уровне поведения оценивается 8) наличие оперативных навыков, 9) умение спланировать последовательность операций, 10) практическое осуществление действия или отказ от него.

Исследовательская гипотеза состояла в следующем: Если мы имеем представление об ОО морального действия оказания помощи, то возможно планомерное формирование такого действия с четким отслеживанием этапов. Действие считается сформированным, если на поведенческом имыслительном уровнях оно превосходит начальную ступень развития для данного ребенка в данном возрасте.

Полная экспериментальная схема включала (1) социометрию, 2) проверку сформированности действия на уровне поведения (2) и мышления (3), представление ООД (4), тренинговые занятия (5), постэкспериментальный контроль в поведении (6) и мышлении (7), отсроченная проверка устойчивости сформированного действия в поведении (8) и мышлении (9). Представление ООД и тренинговые занятия представляют собой практические разработки, пригодные для начальной школы. Сформированность действия оказания помощи в поведении и мышлении оценивалась по схеме развития альтруизма Д.Кребса[3].

В эксперименте приняли участие первоклассники московских общеобразовательных школ. Эксперимент длился 5,5 месяцев, промежуток между посттестом и отсроченным посттестом составил 1,5 месяца.

В теоретическом плане исследование позволяет описать этапы становления морального действия, определить и организовать необходимые условия, представить ООД. Эффективность тренинга состоит в успешном и быстром воздействии на поведенческий уровень морального действия, и отсроченном - на мышление. Отмечаются полоролевые особенности усвоения нормы: изначально девочки помогают реже, чем мальчики, и легче перестраивают свое поведение и мышление. Данное исследование может представлять интерес для учителей начальных классов и педагогов группе продленного дня, которые могут использовать в своей работе проблемные и тестовые ситуации.