Анализ субъекта профессиональной деятельности с позиций аналитической психологии К. Г. Юнга.

Паршин М. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

При анализе черт индивидуальности человека, субъекта профессиональной деятельности, особое внимание уделяется диагностике базовых, конституциональных особенностей. В своей работе мы используем положения аналитической психологии К.Г.Юнга, в частности, его учения о психологических типах. Основными понятиями здесь являются категории экстраверсии и интроверсии. По Юнгу, экстраверсия - обращение психической энергии вовне, положительное отношение к любому внешнему объекту; интроверсия, соответственно наоборот, обращение либидо вовнутрь, абстрагирование от внешнего, повышенное внимание к внутреннему миру.

Экстраверсия и интроверсия изучается и в настоящее время как отечественными, так и зарубежными психологами. Однако, на наш взгляд, данный подход к анализу явлений экстра-интроверсии, при всех его достоинствах, обладает одним важным недостатком: не учитывается бессознательная сторона психики. Юнг же, говоря о типической установке, имел в виду комплиментарность сознательной и бессознательной установок, подчеркивая компенсирующую и уравновешивающую роль бессознательного. Каждый человек адаптируется в норме за счет своей сознательной установки, которая таким образом развивается и дифференцируется. При увеличении конфронтации между сознательным и бессознательным, компенсация перестает быть успешной. Субъект в этом случае, как правило, явно чувствует наличие внутреннего конфликта. По Юнгу, бессознательная установка вступает в открытую конфронтацию с сознательной, происходит смешение установок, деструкция внутреннего мира, поведения (реагирование по невротическому типу).

Моделью отношения человека к миру (типа установки, по Юнгу) мы выбрали отношение к цвету в ситуации цветового выбора. Использовался стимульный материал теста Люшера. Мы глубоко убеждены, что значения различных цветов общепонятны, общезначимы и связаны с самым глубинным (архетипическим) уровнем психики. Это подтверждается результатами культурологических и психологических исследований (в том числе, психосемантических). В этом смысле цвет является символом, то есть, по Юнгу, выражает нечто, еще незнакомое и непонятное, мистическое или трансцендентное. В нашем случае это необъятная область переживаний и способов адаптации человека к миру, связанная с типологической установкой.

В ситуации цветового теста предпочитаемые основные цвета выражают тип установки, находящейся на сознательном уровне. Относительно менее предпочитаемые цвета - бессознательную установку, причем величина разброса говорит о напряженности противостояния сознательной и бессознательной сфер личности. Экстравертная установка выражается желтым и красным цветами, интровертная - синим и зеленым. Предпочтение дополнительных цветов (черного, серого и коричневого) показывает наличие конфликта, в нашем случае интерпретируемого как невозможность адаптации за счет привычной установки (смешение установок - физическое смешение цветов). Выявление устойчивого отношения к цвету происходит за счет попарного сравнения всех цветов теста и подсчета количества предпочтений каждого цвета.

Именно данный метод мы сочли возможным использовать для оценки типологических особенностей профессионалов. При этом ставилось целью выявить связи между цветами (и типами, по Юнгу, этими цветами символизируемым) и некоторыми аспектами профессиональной деятельности.

Выборка, на которой проводилась проверка гипотез, состояла из профессионально успешных бортпроводников (стаж от 10 лет) авиакомпании “Аэрофлот - Международные авиалинии”. Проводился краткий тест Люшера, попарные сравнения восьми цветов теста. Давалась обратная связь и проводилась беседа и формализованное наблюдение. Обработка данных заключалась в коррелировании предпочтения тех или иных цветов с показателями, полученными с помощью беседы и наблюдения.

Результаты показали, что представители разных психологических типов могут быть профессионально успешны в деятельности бортпроводника за счет различных адаптационных механизмов. Например, интроверты в своей деятельности считают более важным действия в аварийной ситуации, спасение пассажиров, чем их обслуживание, обеспечение сервиса на борту, связанного прежде всего с общением с пассажиром. Обнаружена значимая корреляция между предпочтением синего цвета и ориентацией на спасение пассажира в экстремальной ситуации без особого внимания к нему как к личности. Экстраверты же в большинстве случаев, наоборот, считают главным в своей деятельности сервис, чтобы пассажиру на борту было комфортно и уютно, чтобы он чувствовал себя “как дома” (предпочтение желтого цвета положительно коррелирует с ориентацией бортпроводника на всестороннее обслуживание пассажира). Также удовлетворенность профессией коррелирует с предпочтением бортпроводниками красного цвета, а недовольство с предпочтением синего и серого цветов.