Специфика психического развития недоношенного ребенка первого года жизни
Луковцева З. В.
Психологические исследования, выполненные в разных странах за последние два десятилетия, свидетельствуют о выраженной специфичности раннего развития детей, родившихся раньше срока. Анализ этих данных позволил нам составить общую картину детерминант и хода психического развития недоношенного.
Адекватность данной гипотетической модели в настоящее время подвергается проверке нами в ходе специального психодиагностического лонгитюдного исследования недоношенных детей первого года жизни и их семей.
Начальными детерминантами развития таких детей являются:
- А. Перинатальные и ранние постнатальные физиологические особенности (в частности, морфофункциональная незрелость, аномальный неврологический статус и пр.) в сочетании с наследственно-конституциональными чертами.
- Б. Исходная психосоциальная ситуация развития, включающая:
- длительную госпитальную депривацию;
- феномен т.н. “стереотипа недоношенного”;
- социально-экономический статус и состав семьи;
- устойчивые психологические особенности семьи (главным образом, индивидуально-личностные характеристики матери).
Дальнейшее психическое развитие недоношенного младенца определяется обоими факторами. Фактор А оказывает наибольшее воздействие на дальнейшее сенсомоторное развитие ребенка, уровень которого находится в тесной зависимости от неврологического статуса и повышается крайне медленно. Однако при благоприятной социальной ситуации развития большинство сенсомоторных проблем удается постепенно скомпенсировать (речь не идет, разумеется, о грубых прогрессирующих органических патологиях ц.н.с. и пр.).
Фактор Б является определяющим для становления взаимоотношений ребенка с близкими и дальнейшего эмоционально-коммуникативного развития. Опыт показывает, что уровень последнего столь же лабилен, как и сравнительно изменчивые составляющие фактора Б. Не отмечено значительных отрицательных влияний на социальное развитие ребенка тяжести пери- и неонатального соматического и неврологического состояния. Как правило, даже в случаях глубокой недоношенности уровень эмоционально-коммуникативного развития значительно превышает уровень развития сенсомоторики. Но присутствие в структуре психосоциальных отношений ребенка патогенных особенностей влечет стойко возрастающие отрицательные последствия для всего развития в целом.
|