Динамика интересов у детей школьного возрастаМалецкая Л. П.МГУ им. М.В. ЛомоносоваДанная работа посвящена актуальной психологической проблеме, широко обсуждавшейся в науке, но малоизученной в настоящее время — проблеме содержания и развития интересов в школьном возрасте. В нашем исследовании понятие “интерес” используется в широком смысле слова и по значению ближе всего к тяготению, влечению, стремлению — динамической тенденции личности в том или ином возрасте. Цель исследования — изучение содержания и особенностей изменения интересов современных школьников. Адаптировав методику “Незаконченные предложения”, и впервые применив ее для исследования интересов, мы обследовали 100 детей с 1-го по 11-ый классы московской школы-гимназии. Согласно общей гипотезе содержание и динамика интересов детей зависят от возраста, ведущего типа деятельности и социально-исторической ситуации развития. Гипотезы-следствия: в динамике интересов можно наблюдать скачки, совпадающие с переходными возрастами детей. В интересах мальчиков и девочек наблюдаются различия. У современных детей выражен интерес к игре и работе за компьютером. В ходе исследования мы обнаружили 3 группы интересов, условно обозначив их предметные, конкретные и общие. Предметные интересы определяются как желание обладать тем или иным видом предмета. В тексте детей это предложения с глаголами типа купить, подарить, иметь, дать. Конкретные интересы связаны с тем или иным типом активности и подразумевают определенные сферы ее проявления (спорт и игра, семейные и родственные взаимоотношения и учебная деятельность, проявление себя в творчестве и восприятие произведений искусства, возрастно-половые взаимоотношения и дружба, стремление к независимости и интерес к самопознанию, досуг и работа за компьютером). Общие интересы подразумевают познавательный интерес в широком смысле слова и выражаются стремлением к философствованию, рассуждениям на общие темы (религиозные, политические, этические, социально- исторические и др.). Как внутри каждой группы интересов, так и между тремя группами обнаружилась динамика и взаимодействие. Мы построили более 50 графиков, отобразив на них как специфику изменения всей совокупности интересов внутри каждого школьного возраста, так и динамику изменения каждого типа интереса на протяжении всего школьного периода. Результаты показали, что предметные интересы более характерны для детей младших классов. По мере взросления интересы детей “сдвигаются” из области предметных в область конкретных и общих. Наибольшая выраженность предметных интересов наблюдается во 2-ом и 5-ом классах, в то время как общие интересы наиболее всего выражены в 6-7, 9-11 классах. Объекты, репрезентирующие предметные интересы, по степени предпочтительности разделились на следующие группы:
К преобладающим типам конкретных интересов у московских школьников можно отнести учебную деятельность, возрастно-половые взаимоотношения и интерес к самопознанию. Интерес к учебной деятельности максимально выражен в 1-5-ом и 11-ом классах, к возрастно-половым взаимоотношениям — в 8-ом, а к самопознанию — в 9-11-ом классах. Интересы мальчиков и девочек различаются степенью выраженности одних и тех же тенденций, стремлений, влечений. В динамике интересов детей действительно наблюдаются скачки, совпадающие с переходными возрастами развития. Дальнейшие исследования могут быть связаны с изучением более широкой выборки испытуемых в более широком диапазоне социальных, этнических, территориальных и иных различий. Возможно проведение аналогичных исследований в других школах Москвы, в других городах, в провинции, в сельской местности, изучение ярко выраженных интересов у детей в той или иной области — в искусстве, литературе, спорте; возможно проведение лонгитюдинальных исследований, позволяющих проследить динамику изменения интересов у одного и того же ребенка. Все это позволило бы построить концепцию детских интересов, объясняющую их суть, раскрывающую общие закономерности их изменения, структуру и функции. Наше исследование — только шаг на пути к этому. |