Психологические особенности развития самосознания при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту

Орестова В. Р.

МГУ им. М.В. Ломоносова

В старшем подростковом (15-17 лет) и юношеском (17-22 года) возрасте центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности. Понятие эго-идентичности было введено и подробно разрабатывалось Э.Эриксоном. Д.Марсиа (1966) выделил четыре статуса эго-идентичности (диффузная, принятая, мораторий, достигнутая), которые могут также выступать и как стадии развития эго-идентичности. Необходимым условием для формирования эго-идентичности Д.Марсиа считал определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии, политики (последние две составляют сферу идеологии). Это исследование получило высокую оценку в зарубежной психологии и дальнейшие исследования по измерению статусов эго-идентичности неоднократно проводились в Америке, Канаде, Европе. В нашей стране подобные исследования ни разу не проводились.

В настоящее время, когда нередко говорится об утере нашим обществом собственной идентичности, представляется особенно интересной и важной попытка проследить как происходит формирование эго-идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте, т.е. в тот период, основной задачей которого Э.Эриксон, а вслед за ним и Д.Марсиа, считал формирование собственной эго-идентичности.

Итак, целью нашего исследования являлось изучение особенностей формирования эго-идентичности в старшем подростковом возрасте и юношеском возрасте.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Апробация метода Д.Марсиа для измерения эго-идентичности.
  2. Выявление особенностей статусов эго-идентичности в старшем подростковом возрасте.
  3. Выявление особенностей статусов эго-идентичности в юношеском возрасте.
  4. Выявление возрастной динамики развития эго-идентичности при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту.
  5. Изучение особенностей самооценки в зависимости от статуса эго-идентичности.
  6. Исследование связи статуса эго-идентичности и степени зависимости личности (приверженности авторитарным идеалам).
  7. Изучение связи между статусами эго-идентичности и развитием способности к самоактуализации.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Мы предположили, что для старшего подросткового возраста характерно разнообразие статусов эго-идентичности; диффузная идентичность, принятая идентичность и мораторий, что обусловлено неравномерным наступлением кризиса у старших подростков. Для юношеского возраста типичным статусом эго-идентичности является мораторий.
  2. Особенностью формирования эго-идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте является гетерохронность в достижении эго-идентичности в отношении различных сфер самоопределения - профессиональной, религиозной, политической.

В исследовании нами были использованы методики, предложенные Д.Марсиа:

  1. Методика “Незаконченные предложения” - для измерения общей эго-идентичности.
  2. Полуструктурированное интервью - для определения статуса эго-идентичности.
  3. Опросник на измерение самооценки и степени зависимости личности (склонности к подчинению авторитетам и условностям). Этот опросник предъявлялся нами дважды (второй раз с предварительной инвадилизацией самооценки) для изучения стабильности самооценки в зависимости от статуса эго-идентичности.

Так же нами использовалась методика “Самоактуализационный тест” (САТ), с целью изучения связи статуса эго-идентичности и способности личности к самоактуализации.

В исследовании принимали участие:

  • учащиеся 11 класса средней школы г.Москвы - 21 человек
  • студенты 1 курсов ВУЗов г.Москвы - 21 человек

В ходе исследования нами были получены следующие результаты:

Наиболее существенные данные представим в виде таблицы.

показатели общий статус проф. статус религ. статус полит. статус
группа сред. std сред. std сред. std сред. std
ст. подр. возр. 2.62 1.07 2.48 0.81 1.95 0.80 1.43 0.81
юнош. возраст 3.86 0.57 3.52 0.60 2.90 0.81 2.52 0.93
в целом 3.24 1.05 3.00 0.88 2.38 0.91 1.98 1.02

В этой таблице представлены средние значения по статусам, как по общему, так и в отдельных сферах. Нами была принята следующая система бального обозначения: диффузная идентичность - 1, принятая идентичность - 2, мораторий - 3, достигнутая - 4. Итак, опишем полученные данные.

  1. Была выявлена возрастная динамика изменений статуса эго-идентичности, в сторону большей зрелости. В среднем для группы старших подростков наиболее характерным оказался статус принятой идентичности, для юношеской группы - статус моратория, а для группы в целом - также статус моратория. Вместе с тем, как и ожидалось, подростковая группа обнаружила большее разнообразие статусов эго-идентичности (диффузную, принятую и мораторий).
  2. Была выявлена значимая корреляция между общим статусом и возрастом испытуемых (k=0,66). Также обнаружилась корреляция между статусом в каждой из трех основных сфер и возрастом испытуемых (в профессиональной сфере k=0.59, в религиозной - k=0.54, в политической - k=0.65)

  3. Была выявленна неравномерность в формировании эго-идентичности в разных сферах (профессиональной, религиозной, политической). В среднем по группе раньше всего формируется идентичность в профессиональной сфере, затем, соответственно, в религиозной и политической сферах (хотя, конечно, существуют и индивидуальные различия). Это характерно и для подростковой, и для юношеской группы. В некоторых случаях формирование эго-идентичности в различных сферах происходило столь неравномерно, что мы не сочли возможным причислить испытуемых к какому-либо общему статусу. Для таких случаев нами был введен еще один статус - гетерохронной идентичности.
  4. Были выявлены некоторые межполовые различия. Так, установлено, что общий показатель эго-идентичности у девушек выше, чем у юношей (k=0,45). Вместе в тем, у девушек заметна тенденция к более раннему формированию высоких статусов эго-идентичности.
  5. Была обнаружена отрицательная корреляция между степенью зависимости (авторитарности) личности и ее способностью к самореализации (k=0.45).
  6. Значимой зависимости между статусами эго-идентичности и самооценкой не было выявлено. Не было также обнаружено статистически значимых различий в изменении самооценки под влиянием инвалидизации. Однако, как тенденцию можно выделить большую неустойчивость самооценки в период кризиса (в статусе моратория).

В целом наше исследование является пилотажным. В качестве перспективы дальнейшей работы следует указать на совершенствование техники измерения эго-идентичности, в частности на необходимость выделения сферы межличностных отношений со сверстноками (любовь), позволяющей оценить статус полоролевой идентичности личности.