Психологические особенности развития самосознания при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту
Орестова В. Р.
В старшем подростковом (15-17 лет) и юношеском (17-22 года) возрасте центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности. Понятие эго-идентичности было введено и подробно разрабатывалось Э.Эриксоном. Д.Марсиа (1966) выделил четыре статуса эго-идентичности (диффузная, принятая, мораторий, достигнутая), которые могут также выступать и как стадии развития эго-идентичности. Необходимым условием для формирования эго-идентичности Д.Марсиа считал определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии, политики (последние две составляют сферу идеологии). Это исследование получило высокую оценку в зарубежной психологии и дальнейшие исследования по измерению статусов эго-идентичности неоднократно проводились в Америке, Канаде, Европе. В нашей стране подобные исследования ни разу не проводились.
В настоящее время, когда нередко говорится об утере нашим обществом собственной идентичности, представляется особенно интересной и важной попытка проследить как происходит формирование эго-идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте, т.е. в тот период, основной задачей которого Э.Эриксон, а вслед за ним и Д.Марсиа, считал формирование собственной эго-идентичности.
Итак, целью нашего исследования являлось изучение особенностей формирования эго-идентичности в старшем подростковом возрасте и юношеском возрасте.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
- Апробация метода Д.Марсиа для измерения эго-идентичности.
- Выявление особенностей статусов эго-идентичности в старшем подростковом возрасте.
- Выявление особенностей статусов эго-идентичности в юношеском возрасте.
- Выявление возрастной динамики развития эго-идентичности при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту.
- Изучение особенностей самооценки в зависимости от статуса эго-идентичности.
- Исследование связи статуса эго-идентичности и степени зависимости личности (приверженности авторитарным идеалам).
- Изучение связи между статусами эго-идентичности и развитием способности к самоактуализации.
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
- Мы предположили, что для старшего подросткового возраста характерно разнообразие статусов эго-идентичности; диффузная идентичность, принятая идентичность и мораторий, что обусловлено неравномерным наступлением кризиса у старших подростков. Для юношеского возраста типичным статусом эго-идентичности является мораторий.
- Особенностью формирования эго-идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте является гетерохронность в достижении эго-идентичности в отношении различных сфер самоопределения - профессиональной, религиозной, политической.
В исследовании нами были использованы методики, предложенные Д.Марсиа:
- Методика “Незаконченные предложения” - для измерения общей эго-идентичности.
- Полуструктурированное интервью - для определения статуса эго-идентичности.
- Опросник на измерение самооценки и степени зависимости личности (склонности к подчинению авторитетам и условностям). Этот опросник предъявлялся нами дважды (второй раз с предварительной инвадилизацией самооценки) для изучения стабильности самооценки в зависимости от статуса эго-идентичности.
Так же нами использовалась методика “Самоактуализационный тест” (САТ), с целью изучения связи статуса эго-идентичности и способности личности к самоактуализации.
В исследовании принимали участие:
- учащиеся 11 класса средней школы г.Москвы - 21 человек
- студенты 1 курсов ВУЗов г.Москвы - 21 человек
В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
Наиболее существенные данные представим в виде таблицы.
показатели |
общий |
статус |
проф. |
статус |
религ. |
статус |
полит. |
статус |
группа |
сред. |
std |
сред. |
std |
сред. |
std |
сред. |
std |
ст. подр. возр. |
2.62 |
1.07 |
2.48 |
0.81 |
1.95 |
0.80 |
1.43 |
0.81 |
юнош. возраст |
3.86 |
0.57 |
3.52 |
0.60 |
2.90 |
0.81 |
2.52 |
0.93 |
в целом |
3.24 |
1.05 |
3.00 |
0.88 |
2.38 |
0.91 |
1.98 |
1.02 |
В этой таблице представлены средние значения по статусам, как по общему, так и в отдельных сферах. Нами была принята следующая система бального обозначения: диффузная идентичность - 1, принятая идентичность - 2, мораторий - 3, достигнутая - 4. Итак, опишем полученные данные.
- Была выявлена возрастная динамика изменений статуса эго-идентичности, в сторону большей зрелости. В среднем для группы старших подростков наиболее характерным оказался статус принятой идентичности, для юношеской группы - статус моратория, а для группы в целом - также статус моратория. Вместе с тем, как и ожидалось, подростковая группа обнаружила большее разнообразие статусов эго-идентичности (диффузную, принятую и мораторий).
Была выявлена значимая корреляция между общим статусом и возрастом испытуемых (k=0,66). Также обнаружилась корреляция между статусом в каждой из трех основных сфер и возрастом испытуемых (в профессиональной сфере k=0.59, в религиозной - k=0.54, в политической - k=0.65)
- Была выявленна неравномерность в формировании эго-идентичности в разных сферах (профессиональной, религиозной, политической). В среднем по группе раньше всего формируется идентичность в профессиональной сфере, затем, соответственно, в религиозной и политической сферах (хотя, конечно, существуют и индивидуальные различия). Это характерно и для подростковой, и для юношеской группы. В некоторых случаях формирование эго-идентичности в различных сферах происходило столь неравномерно, что мы не сочли возможным причислить испытуемых к какому-либо общему статусу. Для таких случаев нами был введен еще один статус - гетерохронной идентичности.
- Были выявлены некоторые межполовые различия. Так, установлено, что общий показатель эго-идентичности у девушек выше, чем у юношей (k=0,45). Вместе в тем, у девушек заметна тенденция к более раннему формированию высоких статусов эго-идентичности.
- Была обнаружена отрицательная корреляция между степенью зависимости (авторитарности) личности и ее способностью к самореализации (k=0.45).
- Значимой зависимости между статусами эго-идентичности и самооценкой не было выявлено. Не было также обнаружено статистически значимых различий в изменении самооценки под влиянием инвалидизации. Однако, как тенденцию можно выделить большую неустойчивость самооценки в период кризиса (в статусе моратория).
В целом наше исследование является пилотажным. В качестве перспективы дальнейшей работы следует указать на совершенствование техники измерения эго-идентичности, в частности на необходимость выделения сферы межличностных отношений со сверстноками (любовь), позволяющей оценить статус полоролевой идентичности личности. |