Подход к проблеме действия через теоретический анализ феномена “Я ”

Беляев А. Ю.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Данными тезисами будет представлен один из возможных подходов к рассмотрению и изучению психологического феномена действия, а именно в его связи с феноменом “чувства Я” и через теоретический анализ понятия активности.

Природа человеческого действия, на наш взгляд, составляет величайшую загадку психологии. Действие – это реальная форма человеческого бытия, форма, в которой проявляется активность человека, в которой проявляется сам человек – субъект, носитель активности. Таким образом, понятия действия и активности неразрывно связаны между собой. Разобраться в характере их связи может помочь рассмотрение еще одного понятия – человеческого “Я”.

Активность - это “всеобщая характеристика живых существ”, а научно обоснованного определения, которое вскрывало бы сущность этого явления, в литературе не встречается. Не претендуя на раскрытие природы активности, попробуем связать ее с еще одним всеобщим признаком, характерным для любого уровня проявления живого - он заключается в том, что живое существо выделяет из мира себя, противопоставляет себя среде. “Противопоставляя себя среде, организм как бы сопротивляется ее хаотичным воздействиям, что обеспечивает специфичность и постоянство химической среды организма, оберегает его совершенную структуру” (А.М. Иваницкий). Иными словами, организм, будучи открытой системой, постоянно взаимодействует со средой; происходит обмен веществ, в процессе которого “чужие” вещества преобразуются организмом в “свои”, что предполагает, естественно, различение “своего” и “не своего”. В системе таких понятий категория активности выступает как преобразование элементов среды соответственно в статус “своих”, т.е. это взаимодействие, основанное на указанном выше различении. Если возвратиться к свойству противопоставлять себя окружающей среде, то на уровне человеческой психики оно проявляется как феномен “Я”.

“Я” - результат выделения человеком себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой”. Если задуматься над вопросом: “что значит ощущать себя субъектом?”, то мы увидим, что в качестве своего “Я” для человека выступает система, которой он управляет в процессе действия. Эта система очень динамична - может расширяться на глобальные экономико-социальные структуры (король Людовик: “Государство - это Я”), может сжиматься чуть ли не в точку (например, при нарушениях произвольного управления своими органами или психическими функциями, последние начинают восприниматься как не принадлежащие субъекту).

Сейчас, надо заметить, мы не имеем в виду Я-концепцию, относительно устойчивую во времени, сейчас мы говорим о том “Я”, которое существует в момент выполнения действия и имеет действенную природу - так, человек говорит: “Я (!) срубил дерево”, а не “топор срубил”, т.е. ситуативное “Я” охватило систему “организм + топор”, замкнуло в одно целое. Таким образом, различные орудия (физические и, надо полагать, психологические тоже) становятся частью субъекта, но лишь тогда, когда включены в его действие и управляются им (субъектом).

Выделить единичное действие в потоке деятельности практически невозможно, оно каждый момент меняется (вслед за целью - критерием действия, если под целью понимать “заданное состояние объекта” по терминологии Д.А. Ошанина). Но если взять одномоментный “срез” процесса действия, то можно следующим образом рассуждать о структуре этой единицы: в действии участвуют полифункциональные орудия человека - тело и психика; существуют бесконечные комбинации функций, на которые они способны, но в выделенной единице действия участвует только одна из них, которая сформирована в виде “временного функционального органа” - это как бы некое виртуальное “Я”. В его состав могут входить и другие орудия, о чем было сказано выше.

Как уже говорилось, единица действия практически неуловима. Однако если рассматривать класс т.н. виртуальных состояний, изучаемых Н.А. Носовым и его сотрудниками, то есть основания считать их длительно переживаемым субъектом единичным действием. Поводом для этого служит такой признак виртуала как фрагментарность - локализация ощущений в одном органе или их проявление в одном из качеств человека. А также признаки измененности статуса реальности, сознания, личности и воли в виртуальном состоянии.

Такой подход к рассмотрению известных понятий заставляет задуматься о новых возможностях исследования проблемы действия – через изучение виртуальных состояний, которые являются воплощением единичного действия и ситуативного “Я”, т.е. выступают связующим звеном между этими явлениями.