Коммуникация в совместной и групповой деятельности

Власова Е. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

Большинство исследователей совместной деятельности согласны с разведением понятий групповая и совместная деятельность. Для превращения групповой деятельности в совместную необходимы, как минимум, следующие условия: наличие общей задачи, на решение которой направлены усилия членов группы; объединение участников в одно и то же время на одном и том же пространстве; общие средства общения и объединение участников при работе над каждым этапом решения задачи [1].

Одним из важнейших компонентов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность как групповой, так и совместной деятельности, является коммуникация. Нами была предпринята попытка экспериментального исследования коммуникативных процессов в группах, занятых групповой и совместной деятельностью, целью которого было выявление специфических особенностей речевого взаимодействия участников групп в зависимости от структуры деятельности. Для реализации этой цели создавались два варианта экспериментальных ситуаций:

  • специально конструировалась процедура совместной работы, одним из основных условий которой являлась взаимозависимость участников в средствах решения задачи (т.е. индивидуальное решение задачи кем-либо из участников было невозможным);
  • групповое решение задачи, в котором характер взаимодействия не был регламентирован.

Организация процедур ограничивает способы решения задачи: решение происходит преимущественно в вербальном плане, что позволяет провести развернутый анализ процесса коммуникации.

Объектом исследования служили группы из четырех человек. Экспериментальное исследование проводилось на двух типах групп: 1) гетерогенные (три ученика подросткового возраста и учитель, работающий в их классе); 2) гомогенные (4 школьника подросткового возраста). Для снятия влияния негативных отношений между детьми или детьми и взрослыми на основе опроса участников были сформированы группы, взаимно выбравшие друг друга для работы.

Для анализа коммуникативного процесса в группе нами была разработана классификация речевых сообщений, основанная на выделенных Г.М.Кучинским [2] трех основных функциональных видов обращений партнеров друг к другу.

В качестве переменных, используемых при анализе работы группы, рассматривались следующие характеристики речевого взаимодействия: способ построения взаимодействия; выработка общего языка; средства, используемые отдельными группами для налаживания взаимодействия; поля речевых сообщений участников каждой группы, особенности использования и частота употребления тех или иных категорий речевых высказываний, индивидуальные различия в употреблении речевых категорий.

Одним из условий достижения согласованных и успешных действий в группе является система внутригрупповых коммуникаций. Для характера группового взаимодействия особое значение имеет как направление, так и содержание речевых сообщений, которыми обмениваются партнеры при выполнении группового задания.

Анализ представленности речевых категорий в поле вербального взаимодействия в групповой и совместной деятельности показал, что существуют статистически значимые различия по большинству категорий как в гомогенных, так и в гетерогенных группах, а также по выборке в целом (к таким категориям относятся инициативные и ответные высказывания, предложение способа действия, запрос информации, оценка себя, просьба повторить и выдача информации). Следует отметить, что в группах не наблюдается статистически значимых различий по показателю общей речевой активности (под ней мы понимаем всю совокупность высказываний отдельной группы). Это позволяет предположить, что характер задачи и тип деятельности (групповой или совместный) не влияют на объем поля речевых актов, но оказывают влияние на представленность речевых категорий в коммуникативном процессе, о чем свидетельствуют описанные выше различия по отдельным категориям.

Были выявлены значимые различия между групповой и совместной деятельностями по показателю передачи информации (сообщения) в гетерогенных группах (группах взрослых с детьми). По всей видимости, это различие связано с тем, что в групповой деятельности участники владеют всей информацией, относящейся к решению, в отличие от экспериментальной процедуры совместной работы, в которой каждый участник обладает лишь частью информации. Однако, в детских группах полнота/неполнота информации не сказывается на количестве передаваемых в группе сообщений.

В гетерогенных и гомогенных группах в целом наблюдаются различия по такой категории речевого взаимодействия, как призыв (бессодержательное распоряжение, например, “давайте что-нибудь собирать”, “делайте хоть что- нибудь!"), это объясняется тем, что в ситуации взаимодействия категории "оценка группы", "оценка себя", "призыв" и "команда" являются специфически учительскими. Эти категории являются характерными для привычной ролевой позиции педагога - учить, наставлять и оценивать.

Таким образом, характер задачи и тип деятельности (групповой или совместный) не влияют на объем поля речевых актов, но оказывают влияние на представленность речевых категорий в коммуникативном процессе. Для более тонкого анализа коммуникативных процессов в групповой и совместной деятельности необходимо рассмотрение различий в представленности речевых категорий в эффективных и неэффективных группах.

Литература:

  1. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975, с.124-135
  2. Кучинский Г.М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. М., Наука, 1981, с.92-121