Концепции и методы изучения сознания на уровне больших групп

Гулевич О. А.

МГУ им. М.В. Ломоносова

1. Изучение сознания на уровне больших групп является не только интересной теоретической проблемой, но и непосредственно связано с проведением конкретных эмпирических исследований. Ведь от того, как мы понимаем предмет исследования, зависят и те методы, которые мы будем применять для его изучения, а также те аспекты, которые будем принимать во внимание при формулировании проблемы.

2. В настоящее время можно о трех основных подходах и, соответственно, о трех пониманиях того, что же такое сознание на уровне больших групп: общественном сознании, массовом сознании и социальных представлениях.

3. В основе концепции общественного сознания лежит утверждение о том, что сознание производно от материальных условий жизни и является его отражением.

4. Общественное сознание имеет ряд особенностей.

Во-первых, оно является производным от глобальных особенностей социальной системы, в первую очередь, от экономического базиса общества. Поэтому изменяется оно медленно. А его содержанием являются все проблемы, которые возникают в жизни людей, а не только актуальные на данный момент.

Во-вторых, общественное сознание дискретно. Это проявляется в выделении в нем различных форм: правовой, этической, политической и ряда других. Дискретность общественного сознания проявилась и в разделении его на виды и элементы.

В-третьих, общественное сознание существует на трех уровнях: индивидуальном, групповом (малые группы) и общественном (большие группы). При этом, каждый следующий уровень является качественно новым образованием по отношению к предыдущим. Хотя словосочетание “индивидуальный уровень общественного сознания” может показаться довольно странным, в рамках этой концепции его содержание совершенно ясно: ведь индивидуальное сознание точно также производно от внешних условий существования человека, как и общественное, да и возникает оно не само по себе, а в обществе. Что касается уровня больших групп, то здесь имеются ввиду прежде всего долговременно существующие группы.

В-четвертых, создается впечатление, что изначально общественное сознание рассматривалось как структура довольно устойчивая и непротиворечивая.

И, наконец, в –пятых, изначально общественное сознание рассматривалось как самодостаточное, вне связи с поведением. Позже, ряд психологов и социологов заинтересовались проблемой соотношения общественного сознания с поведением.

5. Основное утверждение, лежащее в основе концепции массового сознания, в принципе не противоречит тому, что лежит в основе теории общественного сознания: массовое сознание, так же, как и общественное, является результатом отражения того, что существует вокруг людей. Однако к разряду факторов, оказывающих влияние на содержание массового сознания, причислятся как экономические и социальные, которым отдавали предпочтение теоретики “общественного сознания”, так и духовные, например степень расхождения между реальностью и ожиданиями людей или поведение элиты общества.

Но массовое сознание обладает и рядом отличий.

Во-первых, поскольку оно является производным не только от глобальных, трудно изменяющихся особенностей экономической и социальной систем, а и от более подвижных факторов, оно достаточно динамично и изменчиво, хотя, в какой – то степени, и зависит от прошлого.

Во-вторых, в концепции массового сознания сведено на нет разделение по формам и видам: научно обоснованное и стихийное, правовое и моральное переплетены между собой. Очевидно, в основе этого лежит убеждение в том, что сознание целостно, все его стороны находятся в сложной связи, поэтому их нельзя отделять друг от друга.

В-третьих, массовое сознание существует на одном единственном уровне – уровне больших групп. Причем во внимание здесь принимаются скорее стихийно возникающие, кратковременно существующие группы: толпы, социальные движения.

В-четвертых, массовое сознание достаточно противоречиво.

И, наконец, в-пятых, под массовым сознанием понимается реально функционирующее сознание, оказывающее влияние на поведение.

6. В связи с массовым сознанием употребляется еще ряд понятий, как то: состояния массового сознания, общественное настроение и общественное мнение.

Под состоянием массового сознания понимается, с одной стороны, одномоментный срез текучего и изменяющегося массового сознания, а с другой способ организации его содержания. В рамках изучения состояний сознания происходит рассмотрение измененных состояний массового сознания. Суть подхода состоит в переносе на изменения общества процедур описания и коррекции, принятых в теории измененных состояний сознания.

Близким к этому, является понятие массового настроения. Под настроением понимается определенное психическое состояние, интегрирующее влияние объективных событий на субъективное их переживание. То есть настроение – это сигнальная реакция, возникающая при расхождении потребностей людей с возможностями их удовлетворения. Массовое настроение – это состояние массового сознания, и, как следствие, обладает почти всеми его особенностями: целостностью, изменчивостью, существованием на уровне больших групп людей и связанностью с поведением. Массовое настроение не просто состояние массового сознание, одномоментный срез, а развивающийся феномен, который, начинаясь чувством всеобщего недовольства, превращается в нечто более осознанное, вызывает соответствующее поведение и идет на спад, пропадает.

И, наконец, общественное мнение рассматривается как способ выражения массового сознания.

7. Родиной третьего подхода к изучению сознания на уровне больших групп, теории социальных представлений, является Франция. Эта концепция коренным образом отличается от двух предыдущих и связана с течением социального конструкционизма. От концепций массового и общественного сознания концепция социальных представлений отличается следующим: мы говорим не об отражении реальности, социальные представления – не слепок с действительности, а результат договора между людьми. Социальные представления являются теми феноменами, которые рождаются в коммуникации между людьми и от которых впоследствии зависит процесс познания людьми мира.

Социальные представления обладают свойствами, роднящими их с массовым сознанием.

Во-первых, основой обоих этих теорий является идея единства. Так, массовое сознание рассматривается как единство сознания и действия, эмоционального и когнитивного. Тогда как социальные представления не только включают в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, но и, по мысли авторов концепции, существуют на стыке человека и общества, являясь тем звеном, которое объединяет их.

Во-вторых, и массовое сознание, и социальные представления рассматриваются как динамичные, изменчивые, но зависимые от прошлого опыта системы. Однако эта преемственность в большей степени характерна для социальных представлений.

В-третьих, и массовое сознание, и социальные представления – групповые феномены.

Однако между этими понятиями есть и существенные различия.

Первым отличием является уже указанные идеи, лежащие в основе этих концепций.

Во-вторых, социальные представления рассматриваются в качестве посредников между отдельными людьми и обществом, они находятся ни на одном из полюсов, а между ними. Идея Московиси состоит в снятии этой оппозиции. А массовое сознание – сугубо общественный феномен.

В-третьих, социальные представления участвуют в социальном познании, являясь категориями, в соответствии с которыми человек классифицирует поступающую информацию. В этом смысле они предшествуют процессу познания. Массовое же сознание является его результатом.

В-четвертых, массовое сознание, по крайней мере, та его часть, которая выражается в общественном мнении, касается актуальных вопросов социума, тогда как социальные представления возникают по более широкому кругу вопросов.

8. Проблема методов имеет две стороны. Важно, во-первых, какие именно методы используются при изучении сознания на уровне больших групп и, во-вторых, как эти методы соотносятся с каждой из концепций.

Наиболее распространенными методами исследования данной проблемы являются опросы: анкетирование и интервью. Замечательно, что эти методы используются вне зависимости от понимания проблемы, в рамках любого из трех подходов. Однако существуют некоторые различия по темам исследований.

Несмотря на разнообразие и широкое распространение опросов, их возможностей оказывается недостаточно для изучения массового сознания и социальных представлений, поскольку получаемая информация поверхностна, ограничена предположениями исследователей, вербальна и не отражает противоречий.

9. Использованием каких методов могут быть устранены эти недостатки?

Во-первых, поверхностность информации и ее ограниченность предположениями исследователей может быть компенсирована за счет использования процедуры дискуссионных групп и проективных методов, таких как метод неясных картинок или ассоциаций.

Метод дискуссионных групп может быть использован и для схватывания противоречий обыденного сознания.

Для того, чтобы рассмотреть сознание как сложную систему, что особенно важно в рамках концепции социальных представлений, можно применять методики, используемые для построения семантического пространства сознания.

Образный компонент правовых представлений может быть изучен опять же с помощью проективных методик – рисования картин или схем.

10. Но использование всех этих методов для изучения сознания на уровне больших групп не снимает главной проблемы, которая заключается в том, что феномен, который мы считаем групповым, то есть над или межиндивидуальным, измеряется как сумма мнений отдельных людей. Возникает поразительная ситуация, при которой гештальт оказывается равным сумме своих частей!

Причем эта проблема существует не только при изучении массового и общественного сознаний, но и при исследовании социальных представлений. В частности, социальные представления оказываются представлениями не реальной, а условной группы, то есть относятся не к группе как к целостности, несводимой к сумме ее членов, а как ко множеству людей, обладающих определенными атрибутами.

11. Мало изученной областью до сих пор остается возникновение сегодняшних систем социальных представлений, их связь с теми системами, которые существовали до них. В рамках концепций общественного и массового сознания этот вопрос не ставится, поскольку массовое сознание эволюционирует слишком быстро, а общественное – слишком медленно для того, чтобы можно было изучить процесс их изменения. Тогда как в рамках концепции социальных представлений этот вопрос оказывается важным.